Пять офшорных приемов: ликбез для юристов Порошенко
В 2014 году первой была создана Prime Asset Partners Limited. Ее дочерними структурами вскоре стали кипрская CEE Confectionery Investments Limited и голландская Roshen Europe BV.
В своей декларации Порошенко не указал, что создал компанию за границей. В графе "размер взносов в уставные капиталы компаний, в том числе за рубежом" стоит прочерк.
Через день после обнародования Панамского архива президент все же отреагировал на скандал, переложив ответственность на юристов.
ЛІГА.net решила выяснить, действительно ли президент нарушил закон, и как собственники бизнеса могут использовать офшоры, чтобы избежать публичности.
Читайте также Порошенко создал три офшорные фирмы вместо слепого траста - СМИ
Офшорные привилегии
Термин "офшор" уже давно вошел в обиход украинских бизнесменов, юристов и финансистов. Не связывался с офшорными компаниями разве что очень ленивый бизнесмен. Практически все крупные украинские компании имеют кипрских, виргинских, панамских или белизских акционеров.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
Почему крупный бизнес норовит получить зарубежную регистрацию? Во-первых, это возможность обеспечить справедливые разбирательства в судах и надежную юридическую защиту своих активов, убежден руководитель одной из инвесткомпаний. Во-вторых, возможность использовать льготное налогообложение, отмечает ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Андрей Шевчишин. Однако этот мотив уже в скором времени может потерять актуальность. "Как в Европе, так и в Америке проявился глобальный тренд на деофшоризацию", - говорит Шевчишин.
Третья причина - уход от законодательного давления на бизнес. В первую очередь речь идет о валютных ограничениях. Банки могут выплатить компаниям в день - эквивалент до 500 000 грн, физлицам - до 50 000 грн, лимит продажи валюты и банковских металлов ограничен суммой 6 000 гривен. при этом экспортеры обязаны продавать 75% валютной выручки и рассчитываться по внешнеэкономическим контрактам в течение 90 дней. Кроме того, существует запрет досрочного погашения кредитов резидентами нерезидентам, запрет возврата инвестиций и перечисления дивидендов иностранным инвесторам, обязательство банков согласовывать с НБУ заявки на покупку валюты свыше эквивалента $50 тыс.
Читайте также Панамский архив: как один аноним и 400 журналистов изменили мир
Офшор президента: промах или достижение?
Зачем президент создал офшоры на Панаме и какие цели при этом преследовал? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможно, Порошенко хотел создать структуру, которой он де-факто планировал управлять. Тогда он вынужден был засветиться, поскольку не собирался терять над ней контроль.
Второй вариант. Президент попытался избежать конфликта интересов между политикой и бизнесом. В этом случае можно допустить, что он действительно планировал уйти от контроля над некоторыми активами. Но, вопреки поставленной задаче, контроль бенефициара над активами утрачен не был. Тогда вопросы возникают к тем, кто занимался реализацией этой схемы.
"Озадаченные доверенные лица, вероятно, не смогли произвести отчуждение бенефициара от его актива. В этом случае виноваты имплементаторы. То ли они не поняли истинных намерений Порошенко, то ли он им подмигивал", - говорит собеседник ЛІГА.net, который занимается сопровождением сделок M&A и аудитом крупных компаний.
Существует и третий вариант - провокация, подстроенная оппонентами президента.
Однако ни об одном из перечисленных вариантов нельзя говорить с уверенностью. Достаточных аргументов в пользу какого-либо из них нет.
Юристы не спешат расценивать создание офшорной компании как преступление. По словам главы юридической фирмыАНТЕ Андрея Гука, использование офшоров для сделок M&A или выхода на IPO - обычная и даже необходимая практика в украинских условиях. "Уклонение от налогов тут не главное. Из-за того, что актив украинский - он дешевле и доверия к нему меньше. Поэтому процедура международных сделок по украинским активам предусматривает вывод актива в другую юрисдикцию, более понятную для инвесторов или покупателей", - говорит Гук.
"В нормальных странах граждане имеют право создавать компании где угодно. Как в обычных, так и в офшорных странах. Главное - чтобы полученный от этих компаний доход облагался налогом", - говорит Андрей Серветник, партнер налогово-юридического департамента компании Deloitte.
Речь может идти о нарушениях валютного и налогового законодательства, считает топ-менеджер компании "большой четверки", попросивший не называть его имени. Но говорить об этом с полной уверенностью можно только понимая намерения собственника.
Гук допускает, что наличие офшора можно было не указывать в декларации. "Акции таких компаний вполне могут не иметь ценности, если они еще не были оплачены. Тут нельзя категорически утверждать, что есть даже формальное нарушение. А если и есть - оно мелкое, и я бы не говорил о политической отвественности. Если бы на счете оффшора были деньги - другое дело. Но такой информации нет", - говорит юрист.
Исполнительный директор инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Герус убежден, что "офшор Порошенко не тянет на криминал, максимум - административное правонарушение". При этом вопрос доверия к первому лицу государства в части выполнения им обещаний избегать конфликта интересов остается открытым.Согласно 4-й директиве ЕС о борьбе с отмыванием денег до 26 июня 2017 года в Евросоюзе должны быть созданы реестры собственников компаний, говорит партнер налогово-юридического департамента Deloitte Ukraine Андрей Серветник. Информация о собственниках будет доступна финансовым разведкам стран ЕС, банкирам, а в некоторых ситуациях и журналистам по специальному запросу. Подобный порядок уже ввела в своем законодательстве Великобритания. Там нужно раскрывать лиц, контролирующих бизнес.
За умышленное введение в заблуждение о бенефициаре компании в ряде стран (к примеру, в Швейцарии) предусмотрено уголовное наказание - до 5 лет лишения свободы, рассказывает ЛІГА.net Ольга Соловьева, управляющий партнер адвокатского объединения СК ГРУП.
В Украине действуют обязательства раскрывать бенефициарных собственников компаний. При этом запрещено раскрывать номинальных акционеров - требуются настоящие. "Поэтому, если украинской компанией владеет офшорная, а у этой офшорной компании есть "акционеры", предоставленные провайдером фидуциарных услуг, мы не имеем права раскрывать их, а должны указывать реальных собственников бизнеса", - поясняет Серветник.
Зачастую бизнесмены используют для сокрытия имени бенефициара подставное лицо, но юристы считают это неразумным. "Представьте вашего шофера в иностранном банке, обнуляющим ваш банковский счет, или выпускающим доверенность на подписание договора о продаже ваших активов. Конечно, не без помощи посторонних лиц", - иронизирует Ольга Соловьева.
Номинальный собственник или директор
Модель работы через номинальных акционеров и директоров длительное время пользовалась наибольшим спросом. Схема проста: граждане Кипра, Панамы, Британских Виргинских островов дают свое согласие на использование своих данных для регистрации компании. Связь между реальным и номинальным собственником закрепляется в трастовых договорах. Но в государственных реестрах владельцем акций и управляющим директором значится номинал. "Это наиболее безопасная модель работы между таким номиналом и реальным инвестором из Украины", - говорит Лана Голян, партнер практики международного бизнес-администрирования адвокатского объединения Juscutum.
В некоторых случаях номинальный директор просит владельца заверить еще один документ, который называется Proxy. Этим реальный собственник подтверждает, что именно он уполномочил своего номинального директора подписать тот или иной документ.
По словам Голян, под давлением международных организаций ФАТФ и ОЭСР ужесточились и требования в отношении раскрытия реальных собственников. Некоторые страны ввели градацию степеней риска деятельности клиента - часто они отказываются сотрудничать, если клиент связан с политикой (Political Exposed Persons).
"Мир меняется и необходимо меняться вместе с ним. В существовании офшорных компаний нет ничего крамольного, и, если правильно доносить это до общественности, то использование офшорных механизмов не будет вызывать волну негодования", - говорит юрист.
Power of Attorney
Некоторые собственники бизнеса записывают его на подставных лиц, но получают широкие полномочия по его управлению. через доверенность. Таким образом владелец наделяется полномочиями директора, но при этом не вписан в реестр директоров, и его анонимность надежно защищена.
Это очень рискованный путь. Во-первых, доверенность может легко отозвать тот, кто ее выдал. Во-вторых, во многих странах (например, Кипр) наличие генеральной доверенности, выданной иностранцу, может привести к утрате резидентства. В-третьих, вопросы могут возникнуть в стране, где находится уполномоченный представитель.
Как рассказывает Оксана Бульба, с 2016 года - момента вступления в силу BEPS (план действий ОСЭР по выводу прибыли из налогообложения - Ред.) - наличие такой доверенности является одним из признаков фиктивности данной компании.
Дискреционный траст
Можно передать имущество в траст, у которого нет бенефициара или бенефициаром является благотворительный фонд. Владелец может управлять этим бизнесом, оставаясь, например, генеральным директором компании, которая находится "под трастом" или быть так называемым протектором траста. Через 10 -20 лет он может снова купить у траста свою же собственную компанию и стать легальным владельцем бизнеса.
В качестве альтернативы трасту можно использовать так называемый Foundation, который создается в странах континентального права (объединяет правовые системы континентальной Европы).
Агентский след
Реальный собственник может скрыться через агентские схемы - заключив договор о распределении прибыли с компанией-агентом, которая принадлежит независимому лицу. Агент отдает своему принципалу по договору, например, 99% прибыли. Компания-принципал "не видна" с точки зрения корпоративного владения.
Примером регистрационного агента является панамская Mossak Fonseca. Регистрационный агент от своего имени подает документы на регистрацию компании. Он хранит реестр директоров и совладельцев. Как правило, сотрудники могут выступать номинальными владельцами и номинальными директорами по просьбе клиента. По закону регистрационный агент должен знать реального собственника компании.
Часто от имени клиента дела ведут специальные компании, управляющие его активами.
Акции на предъявителя
Это, по мнению юристов, один из самых надежных способов скрыть реального бенефициара. Реальным владельцем компании, выпустившей такие акции, становится человек, в руках которого физически находятся ее акции.