Саммит не на жизнь, а на смерть
Позицию канцлера ФРГ Ангелы Меркель экспеты считают ключевой для спасения еврозоны(фото: EPA)

Как многие и опасались, завершившийся недавно в Брюсселе европейский саммит оставил желать лучшего. В очередной раз лидеры европейских государств показали себя неспособными признать причины экономического и банковского кризиса и кризиса суверенных долгов еврозоны и, тем самым, безнадежно далекими от поиска путей выхода из кризиса.

Один урок, который мир извлек из финансового кризиса 2008 года, заключается в том, что жесткая бюджетная политика означает не что иное, как сокращение. Начиная с 2010 года европейский эксперимент окончательно доказал ложность идеи о том, что бюджетные сокращения направлены на стимулирование роста. В августе 2011 года произошло самое крупное месячное сокращение промышленного производства еврозоны с сентября 2009 года, в октябре резко упал экспорт Германии, аналитики предсказывадют дальнейшее падение валового национального продукта еврозоны в конце 2011 года – начале 2012 года.

Взваливание всего бремени урегулирования на страны с дефицитом платежного баланса является рецептом катастрофы 

Другой урок состоит в том, что очень трудно сократить номинальную заработную плату и что она наверняка не является достаточно гибкой для ликвидации безработицы. Это справедливо даже в отношении такой гибкой, маленькой и открытой страны, как Ирландия, в которой безработица достигла 14,5 % в прошлом месяце (и это несмотря на эмиграцию) и в которой налоговые поступления в ноябре в результате этого оказались на 1,6% ниже плановых показателей. Если стратегия "внутренней девальвации" девятнадцатого века, нацеленная на стимулирование роста путем урезания заработной платы и цен оказывается такой труднореализуемой в Ирландии, то как же Европейский Союз рассчитывает на ее применение на периферии еврозоны?

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку