Шабунин: когда и кого выберут антикоррупционным прокурором
Глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин

Борьба с коррупцией объявлялась одним из приоритетов обоих украинских правительств после Революции Достоинства. Но пока что борьба происходит больше на словах или в кулуарах, а бизнес и население продолжают считать, что действительных успехов нет. Краеугольным камнем антикоррупционной реформы (которую украинцы поставили на первое место с списке необходимых преобразований) является создание двух новых госорганов, призванных бороться с высокопоставленными взяточниками. Речь идет о Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБ) и Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК). Первое, несмотря на неоднократные попытки бюрократов и политиков сорвать процесс, уже создано, руководство назначено, первые детективы принесли присягу. Но об эффективной работе речь пока не идет: помимо кадровых вопросов, НАБ очень сильно зависит от назначения еще одного чиновника: специального антикоррупционного прокурора в структуре ГПУ. О перипетиях происходящего вокруг этой должности рассказывает глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.

Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес

Конкурсная комиссия, выбирающая антикоррупционного прокурора, состоит из 11 членов. Четырех назначает Генпрокуратура, то есть ее нынешний глава Виктор Шокин, семерых - Верховная Рада. Даже такого соотношения пришлось добиваться с боем, поскольку изначально прокуратура и президент хотели проводить в конкурсную комиссию больше своих людей. Резон понятен: антикоррупционный прокурор будет работать в тесном контакте с НАБ (чья цель, напомню, как раз борьба со взяточниками в высших эшелонах власти). Неподконтрольный человек на такой должности может значительно повредить интересам первых лиц государства.

Читайте также: кто провалил борьбу с коррупцией в Украине

Тогда нам удалось добиться нынешнего распределения квот в конкурсной комиссии. Ситуация не идеальная, поскольку наибольшая фракция в парламенте - президентская, и если им удастся "протащить" в комиссию хотя бы две свои кандидатуры, они получат большинство. Во вторник, 15 сентября, закончился срок подачи в профильный комитет фракциями своих кандидатов в члены комиссии. Кого они представили - станет известно в среду, 16-го. И это очередная "лакмусовая бумажка" для президента, правительства, депутатов. Если представленный список будет включать в себя "ручных" кандидатов, готовых голосовать и действовать по указке с Банковой или из Кабмина, о реальной борьбе с коррупцией в Украине можно будет забыть. Они просто не позволят стать антикоррупционным прокурором человеку, готовому сажать высокопоставленных взяточников. Имидж Украины в мире будет испорчен, вопрос о безвизовом режиме с ЕС (действительная, а не фиктивная и подконтрольная борьба с коррупцией - одно из ключевых условий для безвизового режима) закроется на неопределенный срок. Повиснет в воздухе и дальнейшая финансовая помощь: Запад уже не верит обещаниям наших политиков, а ждет реальных дел.

"Карманный" антикоррупционный прокурор может свести на нет весь положительный эффект от работы НАБ

Впрочем, судя по представителям Генпрокуратуры в конкурсной комиссии, Шокина и защищающего его Порошенко имидж Украины волнует в последнюю очередь. Игнорируются многочисленные советы изменить состав, убрать из комиссии людей с безнадежно испорченной репутацией. При этом рекомендуют сменить их не только украинцы, но и представители международных организаций. Пока что зря: генпрокурор призывы общественности и экспертов пропускает мимо ушей.

В среду, ознакомившись с поданными кандидатурами, многое уже станет понятно. Но еще одно испытание предстоит в четверг, когда внесенные депутатами кандидаты будут поставлены на голосование. Рада из предложенных кандидатур должна будет выбрать семерых. Не думаю, что много соискателей отсеется в профильном комитете, скорее, он предложит всех кандидатов. А вот кого выберут депутаты, о чем на согласительном совете договорится коалиция - можно только гадать.

Читайте также спецпроект: как украсть 100 миллиардов из госкомпаний

Наше требование и наша надежда: что в состав конкурсной комиссии будут включены генеральный директор Европейского управления по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслер и заместитель руководителя Международного подразделения по конфискации активов и борьбы с отмыванием денег Министерства юстиции США Мэри Батлер. В таком случае за исход конкурса можно быть сравнительно спокойным: даже если "провластные" получат большинство в комиссии, авторитета Кесслера и Батлера хватит, чтобы заблокировать самые одиозные назначения. У них безупречная репутация, их уважают и к ним прислушиваются на Западе. В их присутствии в комиссии вряд ли возможны слишком яркие манипуляции и "продавливание нужных кандидатов".

Если никто из них так и не попадет в комиссию, это будет хорошим показателем, насколько власти заинтересованы в борьбе с коррупцией в Украине. "Карманный" антикоррупционный прокурор может свести на нет весь положительный эффект от работы НАБ.

Автор - глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин