Шабунин: кто провалил антикоррупционную кампанию в Украине
Как правильно бороться с коррупцией, в Украине знает каждый. Но мало кто реально борется. Одна из немногих общественных организаций, которая эффективно боролась с коррупционными схемами еще во времена правления Януковича, - Центр противодействия коррупции. ЛІГАБізнесІнформпоговорила с его руководителем Виталием Шабуниным о том, что изменилось в стране за прошлый год и каковы пути выхода из коррупционного тупика, в котором оказалась Украина.
Как новая власть с коррупцией не боретсяВертикаль, выстроенная прошлой властью, когда все потоки направлялись в карманы руководства страны, рассыпалась. Централизованные денежные потоки со всего госаппарата ликвидированы. Хочу отметить, что система именно рухнула, а не разрушена усилиями правоохранительных органов, как часто пытаются это преподнести чиновники. После исчезновения коррупционного центра - бегства "Семьи" Виктора Януковича - вертикаль просто не могла сохраниться, и заслуги прокуратуры или МВД в этом нет.
При этом большинство схем все еще действуют. Часть из них исчезла по объективным причинам - к примеру, коррупция в угольной отрасли из-за войны в Донбассе. Другие продолжают существовать и обогащать своих бенефициаров. Схемы сохранились на уровне ведомств, областей, отдельных должностных лиц.
Позитив - государство перестало быть "пылесосом", высасывающим деньги из бюджета и граждан в интересах верхушки. Негатив - тотальная коррупция никуда не делась.
Резко активизировать борьбу с большой коррупцией способно только одно: прекращение финансовых вливаний со стороны западных доноров. И это может стать реальностью уже в ближайшее время. Зарубежные партнеры внимательно мониторят ситуацию с борьбой с коррупцией в Украине, и "успехи" властей их не радуют. Пока они тактично намекают нашим руководителям, что траншей не будет, постоянно перенося сроки перечисления средств, но риторика постепенно становится жестче. Нет изменений, нет успехов, нет расследований - не будет и денег, что немедленно приведет к экономическому коллапсу и приблизит социальный кризис в Украине. Правительству и президенту нужно это наконец-то понять.
О Генеральной прокуратуре и ее значении
К ГПУ и ее главе претензий больше всего. Это ключевой орган по борьбе с коррупцией в Украине: он и ведет следствие по преступлениям высокопоставленных чиновников, и координирует работу других ведомств, и выступает гособвинителем в суде. Поэтому провал борьбы с коррупцией - ответственность ГПУ и генерального прокурора Виталия Яремы.
Яркий пример некомпетентности или преступной личной заинтересованности Яремы - "слив" западных санкций против верхушки страны при Януковиче. Обвинения по коррупционным преступлениям - а именно они интересуют европейские и западные органы, которые не занимаются политическими преступлениями, - ключевым фигурантам санкционного списка (Иванющенко, Портнову и так далее) были предъявлены только в конце декабря. Некоторым - буквально за день до размораживания счетов. С части "Семьи" санкции будут сняты уже в марте, но ГПУ так и не удосужилась собрать доказательства нарушений и предъявить их западным коллегам.
Таких случаев много. Когда был открыт доступ к реестру недвижимости, мы увидели, что украинская собственность Захарченко (экс-министр МВД), Ставицкого (экс-министр топлива и энергетики), Злочевского (экс-министр экологии) и других уже неоднократно сменила владельцев. Возникает вопрос: в чем была проблема с арестом этой недвижимости? Почему генеральный прокурор этого не сделал?
Аналогично - с возвратом почти 2 млн долларов Присяжнюку (экс-министр агрополитики), изъятых при обыске жилья его сестры. Почему прокуратура мгновенно не обжаловала это решение суда?
Это или глупость и вопиющая некомпетентность сотрудников прокуратуры, или их материальная заинтересованность. Я уверен: второе. И даже если допустить, что генпрокурора Ярему обманули его коррумпированные подчиненные, а он сам не был заинтересован в бездействии ГПУ... Зачем Украине генеральный прокурор, которого могут безнаказанно обманывать собственные сотрудники?
Кадровая политика Яремы тоже вызывает вопросы. Даниленко, зам Яремы, пока так и не смог объяснить, где он заработал на несколько квартир и участков. Бачун, зам Яремы, умалчивает, каким образом его родственникам удалось в 2013 году получить 6 млн грн в виде подарков и выигрышей. Список можно продолжать и продолжать: Дворак, 24‑летний сын начальника региональной таможни, назначен прокурором Дарницкого района Киева; избежал люстрации прокурор Киева Юлдашев и другие.
Об ответственности президента
Я скептик относительно желания Петра Порошенко бороться с коррупцией. Оценивать стоит по результатам, а они фактически отсутствуют. Более полугода прошло с тех пор, как президент принял присягу, а каковы успехи? Порошенко замкнул на себя почти все управление страной: генпрокурор - его, СБУ - его, спикер - его, парламентское большинство лояльно. Тем выше ответственность президента за проваленную антикоррупционную кампанию. И за то, что ни один - подчеркиваю, ни один - продажный высокопоставленный чиновник, силовик, взяточник не предстал перед судом.
Складывается впечатление, что президент не понимает, что своими действиями он катастрофически "раскачивает лодку", провоцирует недовольство сограждан, которое может вылиться в социальный взрыв. С одной стороны, Порошенко объявляет мобилизацию, а с другой - игнорирует, когда "его" генпрокурор разрешает "Семье" Януковича выводить активы, допускает освобождение преступников и снятие ареста со счетов, закрывает уголовные дела против бывших чиновников. По-моему, за "успехи" Порошенко в борьбе с коррупцией ФСБ должна наградить его орденом.
Именно Порошенко назначил генпрокурора Ярему, под "профессиональным" руководством которого полностью провалено расследование преступлений против Майдана и коррупционных правонарушений прежних властей. И то, что генпрокурор сохраняет свою должность, а Украина выступает посмешищем в глазах западных стран, - личная ответственность президента.
Президент говорит много правильных слов о борьбе с коррупцией, но все чаще западные политики и представители международных финансовых организаций ему не верят, прямо указывают на полный провал борьбы со взяточничеством и преступную халатность Яремы и его подчиненных. Давление мировых лидеров - пожалуй, единственное, что может заставить Порошенко инициировать реальную, а не показную борьбу с коррупцией.
О двух правительствах Яценюка
Арсений Яценюк так и не стал агентом реальных изменений. Множество обещаний так и остались на бумаге. Премьер не раз заявлял, что антикоррупционная реформа - одна из самых сложных и ее пока трудно реализовать. Но это ложь: как раз борьба с коррупцией не требует от государства каких-либо сверхусилий, гигантского финансирования и других ресурсов. Нужна, в первую очередь, политическая воля, которой у Яценюка нет. Налоговая, бюджетная, пенсионная реформы, реформа здравоохранения - гораздо более сложные и затратные для государства.
Кроме того, Кабмин часто представляет в парламент законопроекты, содержащие колоссальные коррупционные дыры. Из свежих примеров - законопроект №1551 о внесении изменений в закон о госзакупках. Фактически он снимает с недобросовестных участников тендеров всякую ответственность, позволяет им и дальше обманывать государство, нивелирует большинство достижений предыдущего прогрессивного закона о госзакупках. Чтобы блокировать его принятие Радой, гражданским организациям пришлось потратить много времени и сил.
Другой пример - мораторий на проверки бизнеса госорганами во втором полугодии 2014‑го. Инициатива нужная, актуальная, полезная для предпринимателей. Но то ли по недосмотру, то ли по злому умыслу в список госорганов, которым запрещено проводить проверки, была включена и Государственная финансовая инспекция (бывшее КРУ). На практике это означает, что ни один госорган не имеет права проверять законность при госзакупках! На каждую проверку Госфининспекции была необходима отдельная санкция Кабинета министров. Разумеется, представившейся возможностью воспользовался ряд недобросовестных компаний.
О министрах-иностранцахСказывается их непонимание украинских реалий. К примеру, министр здравоохранения Александр Квиташвили предложил передать функцию закупок медпрепаратов на областной уровень. Это предложение несет ряд коррупционных рисков: министр пошел по самому легкому для него пути - снять с себя ответственность и передать ее местным чиновникам. Это резко усложняет контроль за эффективностью использования бюджетных средств, поскольку в десятки раз увеличивает количество закупок, которые необходимо проверять. А это тысячи документов! Ликвидирует ли это коррупцию при госзакупках медикаментов? С нашей точки зрения - нет, поскольку на местном уровне легче договориться и в итоге количество сделок по завышенным ценам только увеличится. Это предложение абсурдно и несет гигантское число рисков.
О Верховной Раде
В парламентско-президентской республике роль законодательного органа очень велика. Тем печальнее, что в нашем случае руководство Рады фактически добровольно самоустранилось.
Одна из ключевых фигур - спикер парламента Владимир Гройсман, при всем к нему уважении, играет роль мальчика на побегушках при президенте. Он послушно выполняет указания из администрации главы государства, блокирует включение в повестку дня одних законопроектов и продавливает принятие других. В частности, ряд проектов, разработанных экспертным сообществом и направленных на борьбу с коррупцией, либо не вносится в повестку, либо заменяется схожими, но разработанными Кабмином или Администрацией президента. В итоге вместо реальных и крайне нужных стране изменений все подменяется фикцией.
При этом, с моей точки зрения, нынешний состав Верховной Рады (в отличие от ее руководства) - лучший за все время независимости. Есть много патриотов, специалистов, талантливых депутатов, в том числе и во главе различных комитетов. У нас есть союзники в Раде, благодаря им нам удается блокировать принятие наиболее одиозных коррупционных законопроектов и лоббировать рассмотрение действительно необходимых законов.
О МВД, ГФС и Национальном антикоррупционном бюро
Стали работать лучше, но начинают работу только после "пинка" от общественности или руководства страны, которое, в свою очередь, судорожно пытается сохранить лицо перед международными донорами. Приходится постоянно давить на высшие должностные лица через СМИ, распространять информацию через соцсети, собирать митинги, обращаться к западным партнерам. Без "пинка" от руководителей Украины наши правоохранители работать не хотят.
Очаги коррупции, за которые отвечает ГФС, сохранились. Обнал остался, взяточничество в таможне осталось, махинации с госзакупками остались. С гостендерами сейчас несколько сложнее, так как сократился объем выделяемых на закупки средств, да и принятый в прошлом году закон о госзакупках снизил риски. Но не ликвидировал все схемы полностью.
Национальное антикоррупционное бюро сейчас находится на этапе формирования, но вокруг него уже началась ожесточенная борьба. К примеру, Администрация президента всеми силами лоббирует сохранение подачи на рассмотрение президента нескольких кандидатур на пост главы НАБ. Это абсурд: зачем тогда создается комиссия, рассматривающая кандидатов, если окончательное решение все равно останется за президентом? Таким образом он сразу получит возможность влиять на НАБ. Этот орган должен быть полностью независим и от президента, и от парламента, и от правительства. Иначе он превратится в карательный инструмент, с помощью которого президент и другие группы влияния будут расправляться с политическими и бизнес-конкурентами. Радует, что наши западные партнеры тоже это понимают и прямо говорят президенту, что НАБ не должно от него зависеть. Даже средний политически независимый директор бюро, даже с неидеальным законом сможет сделать больше, чем очень хороший руководитель, подотчетный президенту, премьеру или парламенту.
Об "уникальном" украинском пути в борьбе с коррупцией
Рецепт победы в борьбе с коррупцией очень прост. Украина не уникальная страна, и не нужно изобретать велосипед. Главный принцип эффективной борьбы с коррупцией - неотвратимость наказания. Каждый, особенно высокопоставленный, взяточник должен понимать, что за свое преступление он будет сидеть. Пока не осужден ни один высокопоставленный чиновник. Даже не говоря о нынешних властях: почему не сидит ни один коррупционер времен Януковича? Даже те, кто сейчас в Украине и доказательства преступлений которых собрать элементарно просто. Глядя на это, и нынешние госслужащие понимают, что они рискуют максимум увольнением, а то и просто порицанием или выговором. Приемлемый уровень риска.
Без эффективной борьбы с коррупцией не будет денег от международных доноров. МВФ, Мировой банк, ЕБРР, ЕС и США - основные союзники украинцев в борьбе с коррупцией. Не будет денег - будет разрушение экономики, колоссальная инфляция и обесценивание гривни, что спровоцирует социальный взрыв, который сметет нынешнюю власть и может привести к уничтожению Украины как государства. Пока еще Порошенко, Яценюк, Гройсман могут исправить свои ошибки. Без этого у них нет шансов. В случае социального взрыва, куда они планируют бежать? В Россию? Так их там мгновенно и с удовольствием линчуют. На Запад? Так обозленные западные политики мгновенно вернут их в Украину. Остаются страны наподобие Зимбабве или Сомали - других вариантов нет.