Шесть главных тезисов проекта об электронной коммерции
112956ecf09068cb27c1e1ae9f9384b2.jpg

На этой неделе в Верховной Раде под N2306а  был зарегистрирован законопроект об электронной коммерции. Разработкой документа занималась группа народных депутатов из УДАРа: Ольга Белькова, Наталья Агафонова, Оксана ПроданПавел Розенко, Александр Мочков, Валерий Карпунцов, а также регионалы Александр Рыженков и Алексей Азаров и нардеп от Батькивщины Андрей Шевченко

Главным отличием документа, который сейчас находится на рассмотрении профильного комитета, состоит в том, что участие в его разработке принимали представители рынка. Среди них - Александр Ольшанский (Internet Invest), Андрей Логвин (modnaKasta), Владислав Чечеткин (Rozetka.UA) и Евгений Сысоев (AVentures).

Чего хочет бизнес

Предыдущие проекты по электронной коммерции не нашли достаточной поддержки в Раде, рассказала председатель подкомитета по вопросам функционирования платежных систем и электронной коммерции Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Ольга Белькова. Авторы нового документа постарались сделать документ более полным, чтобы отразить в нем мировой опыт, технологии и правовые вопросы между продавцом и потребителем. За консультациями разработчики проекта обращались к отдельными представителям бизнеса и организациям - в Европейскую бизнес ассоциацию (ЕБА) и Американскую торговую палату. В целом представители бизнеса подали более 50 предложений к проекту.

Предпринимателей интересовали два момента: использование электронной формы документа и электронная подпись. "На данном этапе использование цифровой подписи не совсем актуально для физлиц. В будущем, возможно, у каждого из нас будет электронная подпись. Но сегодня в интернете происходит заказ товара, но сделка не заключается. На сделки в электронной форме индустрия смотрит с опаской. И потребитель к этому не готов - он понимает, что защищать в суде свои права с электронной формой документов будет сложнее, нежели с письменной", - отметила депутат.

Закон - не волшебная палочка. Мы не можем ожидать, что с его появлением значительно вырастет число сделок в электронной форме. Но я надеюсь, что на эту сферу обратят внимание инвесторы

Белькова высоко оценивает шансы принятия проекта, поскольку он не политический и не лоббистский, однако всех проблем отрасли документ не решит. "Сегодня электронная коммерция - одна из немногих отраслей в Украине, которая ежегодно показывает рост в 35-40%. Но закон - не волшебная палочка. Мы не можем ожидать, что с его появлением значительно больше людей станет заключать сделки в электронной форме. Я надеюсь, что больше инвесторов обратят внимание на этот вид коммерции. Это подвигнет представителей малого и среднего бизнеса... развивать бизнес-модели, которые будут завязаны на электронной форме ведения коммерции", - отметила депутат, добавив, что проект позволит очистить рынок от недобросовестных интернет-коммерсантов.

Соавтор законопроекта, депутат Павел Розенко подчеркнул, что цель документа - ввести в законодательное поле механизмы электронных расчетов и защитить права участников этого процесса, в том числе потребителей. "Мы не останавливаемся в обсуждении документа, он публично обнародован для дальнейших дискуссий", - пояснил Розенко корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ. Обсуждение проекта проходит на странице в Facebook.

Правовые издержки

Президент инвестиционного холдинга Internet Invest Group Адександр Ольшанский, участвовавший в обсуждении, считает законопроект достаточно прогрессивным. "Это значительный шаг вперед, по сравнению с нынешним законодательством. Его можно принимать в текущей редакции, пару лет подождать, а года через три усовершенствовать, с учетом развития рынка электронной коммерции", - отметил он, добавив, что документ в значительной степени опирается на 31-ю директиву Европарламента (Директива 2000/31/ЕС "О некоторых правовых аспектах информационных услуг"), что делает его еще более ценным.

На уровне Гражданского кодекса проект достаточно глобален, отметил Дмитрий Гадомский, партнер и адвокат практики IT и медиа права ЮК "Юскутум". "Разработчики проекта замахнулись на то, чтобы урегулировать все коммерческие отношения, которые связаны с интернетом и электронным документооборотом. Это очень серьезный вклад. Они грамотно и правильно выписали те проблемы, которые есть", - говорит юрист. По его словам, проект решает многие проблемы бизнеса - от деятельности интернет-магазинов до составления лицензионных соглашений, свободных лицензий. "Еще нет вывода юридической экспертизы, но в целом я бы поздравил людей, которые его подготовили", - добавил Гадомский.

Егор Анчишкин: Закон как бы застрял между универсализмом и  точностью. Но определения всегда будут жидкими - их всегда можно будет двояко трактовать и оспаривать. Я вижу большое поле для оплаты юридических услуг

В Allegro Group Ukraine также положительно оценивают проект. "Полагаем, что само существование данного документа потенциально должно облегчить взаимоотношения участников рынка. Позитивным моментом также является кодификация и конкретизация понятий, широко используемых в данной сфере торговли, в одном документе", - пояснил начальник юридической службы Максим Солопов. Тем не менее, одно только принятие закона не способно обеспечить эффективное регулирование рынка электронной коммерции, считает Солопов. Документ нужно гармонично вписать в правовое поле, кроме того, нужна правоприменительная практика, на которую уйдет некоторое время.

Егор Анчишкин, основатель и директор Zakaz.ua, считает, что интернет-торговлю и электронную коммерцию в целом регулировать сложно. "Определения всегда будут жидкие - их всегда можно будет двояко трактовать и оспаривать. Вижу большое поле для оплаты юридических услуг", - говорит он. По мнению Анчишкина, закон, скорее всего, может быть полезен рынку. "Но с другой стороны, он как бы застрял между универсализмом и полной точностью", - добавил он.

Главные новшества проекта

Эксперты, опрошенные ЛІГАБізнесІнформ, отметили несколько основных новаций, которые положительно отразятся на ведении онлайн-торговли в Украине.

1. Электронную форму приравняют к бумажной. Законопроект предлагает признать электронную форму сделки одним из подвидов письменной бумажной формы, позволить субъектам электронной коммерции использовать электронные формы и электронные коммерческие сообщения для совершения сделок на уровне с другими, более классическими формами и использовать их для отчетности, ведения учета и защиты прав сторон сделки. Электронные документы по сути получают силу письменных, и суды будут обязаны принимать такой документ.

2. Разобрались в понятиях. Проект вводит новые определения: электронная коммерция, электронный товар, электронное коммерческое сообщение, информационные электронные услуги, электронная торговля, электронная подпись одноразовым идентификатором т.п.. Интернет-пользователь может заключить электронную сделку посредством электронной формы на сайте или электронного письма. Согласно 31-й директиве ЕС, любое действие потребителя в онлайне должно происходить в несколько шагов: потребитель сначала должен принять условия сайта, а потом подтвердить свое согласие на покупку, что значительно уменьшает уровень мошенничества. Для заключения сделки предлагается использовать специальный код - так называемый одноразовый идентификатор, подтверждающий сделку. Код покупатель получает на почту или мобильный телефон.

3. Разделение ответственности. Проект закона четко разграничивает ответственность сторон электронной коммерции и поставщиков промежуточных услуг (провайдеры, регистраторы).

4. Уменьшение бумажного документооборота. Руководство компаний подписывает со своими сотрудниками массу документов. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в закон о бухгалтерском учете, согласно которым электронные документы могут признаваться первичным документом.

5. Легализация правил пользования сайтом. Раздел Тerms of use ранее имел формальный характер, и суды по-разному его трактовали. Законопроект предусматривает, что отныне эта формальность приобретает юридическую силу.

6. Уравнение в правах. Законом закрепляются не только обязанности продавца, но и покупателя непосредственно с позиции e-commerce. Это обеспечивает равную защиту интересов обеих сторон правоотношений. Так, в документе учтены регулирующие вопросы, которые давно требовали законодательного закрепления: место заключения электронного договора, электронная подпись одноразовым идентификатором и т.д.

В чем риски

Если парламент примет документ в текущей редакции, внедрять его будет непросто. По мнению представителей рынка, регулированию рынка будут мешать несколько объективных факторов.

1.Опасения со стороны потребителей. Консервативные потребители с опаской отнесутся к прогрессивному новшеству, опасаясь невозможности доказательства своих прав в украинских судах.

2. Адаптация может затянуться. Сами суды могут неоднозначно трактовать терминологию и формы подачи электронных документов в качестве доказательств. Ведь в законопроекте не определена четкая форма подачи электронного документа.

3. Законопроект быстро устаревает. Интернет-коммерция развивается достаточно динамично. Пока закон примут, многие моменты, описанные в законопроекте, могут морально и технически устареть.

4. Возрастают затраты на юристов. Возможная двузначная трактовка некоторых понятий и терминов может добавить компаниям расходов на оплату юридических услуг.

5. Затрудняется учет. Возможны сложности с ведением бухгалтерского учета с электронной формой документов.