Уезжали, чтобы дальше бороться на информфронте. Как Новая почта эвакуировала телеканал
Из-за войны пострадали десятки представителей крупного бизнеса. Убытки предприятий, сферы торговли и финансов превышают $12 млрд на 1 сентября, подсчитали в Киевской школе экономики.
Но сломать украинскую экономику не удалось: с 24 февраля украинцы открыли 178 568 новых бизнесов. Еще одно доказательство стойкости украинского бизнеса – он продолжает достойно работать, несмотря на все сложности. Удается работать в том числе тем, кто вынужден был эвакуироваться в более безопасные регионы. Это стало отдельной героической историей бизнеса.
В партнерском проекте с Новой почтой LIGA.net начинает рассказывать истории бизнеса, которому Новая почта помогла эвакуироваться в более безопасные регионы страны, несмотря на военные условия. Сегодня – история медиахолдинга ТРК "Люкс", в который в частности входит 24 телеканал и еще ряд медиаресурсов.
К полномасштабному вторжению России в Украину и возможной эвакуации руководство холдинга готовилось заранее, рассказывает гендиректор телеканала Роман Андрейко. Ведь с прошлой осени в информационном пространстве появлялись материалы о нависшей российской угрозе.
"Где-то в декабре мы на телеканале подготовили несколько планов действий. План "А" включался, если бы начались ограниченные боевые действия на востоке и возможно на севере. На этот случай мы купили несколько генераторов и хотели приобрести станцию Starlink для подключения к сети", – рассказывает Андрейко.
До войны у компании уже был офис во Львове – именно там решили оборудовать резервную студию. Она и львовские ведущие должны были "подстраховать" киевских коллег и выйти в эфир в случае эвакуации, объясняет Андрейко.
"Начиная с января у нас был запас горючего для наших машин и всегда полный бак. К сожалению, именно этот вариант мы воплощали в жизнь. Конечно, был еще катастрофический план "С" – эвакуация в другую страну, но он был очень маловероятен", – рассказал руководитель медиахолдинга.
В пять утра 24 февраля холдинг почти сразу включил эвакуационный план "Б". Впрочем, сначала из-за хаоса не было понятно, действительно ли началось полномасштабное вторжение.
Уже в 12:00 в первый день войны первые 15 работников были в машинах – это минимум людей, необходимый для эфира и стрима, чтобы оперативно освещать события украинцам, объяснил Андрейко. Обычно для работы канала требуется от 150 до 1500 работников, однако, когда компания готовилась к возможной эвакуации в случае полномасштабного вторжения, они предварительно сгруппировали и перепланировали команду, определив 15 человек, которые могут на первое время взять на себя всю работу. Это авторы, ведущие, продюсеры, гест-менеджеры. Они обеспечили работу собственного информационного марафона канала, а потом, когда появится общенациональный телемарафон, канал присоединится и к нему.
Во время эвакуации работников все сработало, как отлаженный механизм, вспоминает Андрейко. Люди точно знали, в какой машине будут ехать и какой дорогой.
"Если ты к чему-то готовишься, то когда это что-то происходит, у тебя уже нет такого сильного стресса", – уверяет он.
В первую очередь эвакуировали тех, кто должен обеспечить работу эфира на 24 канале и сайтах холдинга. "Часть сотрудников добиралась собственным транспортом. Другие ехали теми авто, которые мы подготовили возле офиса", – говорит Андрейко.
"Первые дни войны были чрезвычайно сложными и напряженными. Тогда россияне постоянно атаковали Киев и прорывались на его улицы", – рассказывает он. К тому же на улицах были страшные пробки – это было на всех дорогах, ведущих на запад.
Перезапуск
К тому времени во Львове уже запустилась резервная студия, которая поддерживала информационную работу телеканала. Но в Киеве оставалось большинство оборудования компании. В первые дни в холдинге даже не думали о нем – главной задачей было спасти своих людей.
"Но когда через несколько дней войны мы поняли, что все это продлится отнюдь не неделю, мы осознали, что надо забирать оборудование. В Киеве у нас оставался офис и мы с несколькими сотрудниками планировали все упаковывать. Мы выяснили, что нам не хватает упаковки – ведь нельзя камеры или световое оборудование бросать в грузовик, как мешок. Поэтому я сразу обратился в Новую почту и попросил о помощи в эвакуации нашего оборудования", – вспоминает руководитель холдинга Роман.
Вместе с техническим директором ТРК "Люкс", Роман оценил, какая упаковка нужна, какие рулоны и какой картон: "Мы сделали заказ и он очень быстро к нам приехал. Наши ребята даже не успели полностью разобрать оборудование. Поэтому мы делали это параллельно: что-то разбираем, а что-то тут же упаковываем".
Вывозом студии на запад также занялась Новая почта. Для этого нам предоставили 20-тонный грузовик, который подъехал прямо под офис в центре Киева.
"Это все – в момент, когда Киев под обстрелами, на Академгородке гремели взрывы, орки со всех сторон наступали, а с востока города происходил просто ужас. Наши работники – герои, очень быстро все погрузили", – с восторгом рассказывает Роман.
Вывозить оборудование планировали уже на следующее утро. Но тогда же городские власти объявили комендантский час в области на полтора дня, с 19:00.
"У нас было мало времени, чтобы успеть уехать. Водитель говорил, что надо в 18:00 точно выехать из области, иначе сегодня это не удастся сделать. Так что мы поскорее загрузили машину и водитель уехал. Я чуть ли не ежечасно звонил водителю и спрашивал, как он и где он. В 18:30 машина выехала из области – едва успели", – с беспокойством в голосе вспоминает Роман.
Уже на следующий день машина успешно доехала до Львова – удивительно быстро, говорит Роман. Он сам к тому времени уже также добрался до Львова и руководил процессом эвакуации оттуда, в Киеве же оставались несколько работников, которые обеспечивали вывоз остатков части оборудования.
"Тогда горели склады возле Броваров. Поэтому упаковка приехала не через день, а чуть позже. Но приехала, блин, понимаете?! Мы быстро все упаковали и повезли во Львов." – говорит Роман.
Работа со Львова
В результате напряженной работы по переезду коллектив и оборудование на два месяца поселились во Львове.
"Все, что можно было открутить – мы разобрали, замотали и отвезли во Львов. Кроме розеток и кабелей. Остались только кофеварки и какая-то мебель. На этом оборудовании мы работали два месяца", – заключает Роман. Также остро стоял вопрос безопасности – во Львове в то время также были диверсионно-расследовательные группы, поэтому для команды ТРК "Люкс" местная терроборона предоставила охрану.
Единственной проблемой оставалось, где расселить новоприбывших людей. Тогда в западных городах свободных квартир почти не было, а стоимость аренды выросла в несколько раз. Спасли ситуацию львовские работники холдинга. Они смогли срочно расселить у себя спасавшихся от войны киевлян. Впоследствии в основном все они смогли найти отдельные квартиры во Львове.
"На тот момент люди уже устали от арендованного жилья и хотели домой. Мы поняли, что пора возвращаться", – рассказывает Роман.
Студийное оборудование решили возвращать в Киев на своих автомобилях несколькими рейсами. Наконец, в начале мая и почти весь коллектив холдинга вернулся в столицу. Впрочем, их львовский офис не исчез: теперь холдинг работает на два города. Кроме львовян в городе остались и обжившиеся там работники.
"Львов нас страхует, когда в Киеве исчезает свет. Но для этого мы также быстро сделали студию-бомбоубежище во Львове. На очереди – бомбоубежище в Киеве", – уверяет руководитель канала Роман.
Одна из почти 200 компаний, которым помогла Новая почта. С начала полномасштабного вторжения компания вывезла 177 предприятий. Для этого совершили 846 рейсов.