Информационная война: сепаратистское телевидение в Донбассе
a2ea2e22cb980a8f37e9a83cdad0e920.jpg
Жители районного центра Красноармейск, который находится в 66 км от Донецка, могут на обычную антенну поймать два сепаратистских и с десяток российских каналов. В Великой Новоселке, находящейся почти в 90 км от столицы Донбасса, также есть возможность увидеть ДНРовское телевидение. И Красноармейск, и Великая Новоселка находятся под контролем Украины. Эти города не исключение. В радиусе 70 км от Донецка почти все, у кого есть телевизор, могут смотреть 11 российских и 4 сепаратистских телеканала. Украинских телеканалов в этом регионе намного меньше, а в некоторых регионах Донбасса, подконтрольных Украине, и вовсе нет. Такие данные предоставил Нацсовет по теле- и радиовещанию со ссылкой на данные концерна КРРТ.

ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, почему Украина с разгромным счетом проигрывает в информвойне за умы жителей Донбасса.

Телевидение Губарева

В Донецке работают четыре сепаратистских телеканала: Оплот-ТВ, который функционирует на базе захваченного местного телеканала Первый муниципальный; Первый республиканский, который вещает на частотах захваченного боевиками областного государственного 27-го канала; телеканал Новороссия-ТВ Павла Губарева, который работает на базе частного местного канала Юнион (выходит на частотах 1+1). В свою очередь телеканал Юнион теперь выходит как "Второй республиканский" (его владелица, экс-регионал, депутат облсовета Наталья Захарченко переехала в Киев).

У всех каналов предсказуемо антиукраинская информполитика. Журналист Общественного телевидения Донецка Алексей Мацука считает, что сепаратистские телеканалы финансируются пророссийскими силами. "В феврале-марте 2014-го Губарев собрал 100 000 грн с местных депутатов Партии регионов на создание этого телеканала. С точки зрения контента, по сравнению с другими телеканалами, они получше. Там идут российские сериалы и первоклассные голливудские фильмы, скачанные с торрентов. Правообладателям, конечно, никто не платит", - говорит Мацука.

Еще больше в Донбассе российских каналов. Такая ситуация продолжается с весны прошлого года, когда боевики с помощью сотрудников местных телецентров, входящих в Концерн РРТ, провели перекоммутацию на трансляцию российских каналов. Тогда же сепаратисты захватили местных вещателей.

Глушить - не выход

Как уже упоминалось, эти телеканалы доступны жителям подконтрольных Украине территорий. За последние 10 месяцев Украина не предприняла попыток заглушить сигнал донецких и луганских телеканалов. По мнению министра информационной политики Юрия Стеця, этим вопросом должен был заняться Концерн РРТ, но он этого не сделал. В свою очередь прежний глава Концерна Александр Пивнюк заверял СМИ, что глушить сигнал - это компетенция СБУ. Спецслужбам было не до этого. "Сейчас этот вопрос обсуждается и уже решается в высоких властных кабинетах, - говорит заместитель главы Национального совета по вопросам теле- и радиовещания Григорий Шверк. - Есть специальные мобильные устройства, которые позволяют глушить сигналы на определенных территориях. Сейчас все ведомства координируют свои действия".

"Принцип глушения достаточно прост, - говорит эксперт по телекоммуникациям Александр Глущенко. - Не нужно глушить источник сигнала, заглушается сигнал на ограниченной зоне. В нашем случае необходимо начать вещание другого сигнала на частотах сепаратистских или российских вещателей и добиться, чтобы по мощности он превосходил уровень первоначального сигнала". То, что просто реализовать в мирное время, в условиях войны делать довольно опасно. "Источник сигнала отлично видно на радарах, поэтому рискованно "глушить" в зоне боевых действий. Противник, скорее всего, попытается его обезвредить, - говорит Глущенко. - Думаю, что это неэффективный вариант".

Один в поле не воин

Если нельзя заглушить пропаганду противника, то не мешало бы дать жителям Донбасса доступ к альтернативной информации. Но вещание украинских телеканалов в Донбассе фрагментарное, и если на территории, контролируемой Украиной, есть 10-15 отечественных каналов, то на оккупированной части до ноября 2014-го не было ни одного крупного телеканала.

Украинские телеканалы в Донецкой и Луганской областях перестали вещать в апреле 2014-го, когда боевики захватили донецкое отделение государственного концерна РРТ (владеет инфраструктурой для передачи аналогового сигнала и обслуживает ее). После этого украинские телеканалы могли смотреть только обладатели спутниковых антенн или пользователи интернета в онлайне. Местные кабельные провайдеры (около 200) отключили все украинские телеканалы, кроме развлекательных.

Украинский информационный вакуум в Донбассе стал рассеиваться только в конце ноября. Тогда местные жители Донецка получили возможность принимать на обычные антенны два украинских телеканала - 5 канал Петра Порошенко и 1+1 Игоря Коломойского. Министр информполитики Юрий Стець рассказывает, что эти каналы за свои средства установили передатчики в Волновахе. С декабря в Донецке доступен канал Украина Рината Ахметова, а с февраля - Эспрессо ТВ Николая Княжицкого.

Кто виноват, что в течение восьми месяцев украинских каналов не было на украинской части Донбасса? Юрий Стець считает, что и здесь основная вина на руководстве Концерна РРТ. "Киевское руководство ничего не делало, а многие сотрудники донбасских отделений были лояльны к сепаратистам и обеспечили вещание российских и местных каналов", - говорит глава Мининформации. "С донецким филиалом Концерна РРТ сепаратисты действительно нашли общий язык - основная часть работников поддерживает их действия", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ предприниматель, работающий на телекомрынке Донецка. "Захвата как такового и не было", - уверяет он.

По словам Стеця, несмотря на это, киевское руководство не уволило сотрудников донецкого и луганского отделений и продолжает начислять им зарплату, за которой сотрудники концерна регулярно приезжают на украинскую территорию Донбасса. В защиту сотрудников выступает глава Госспецсвязи Владимир Зверев (концерн РРТ находится в их подчинении). Ведомство распространило пресс-релиз, в котором обвиняет Стеця в необъективности и желании получить контроль над концерном.

С начала февраля деятельность руководителя Концерна Александра Пивнюка расследовала правительственная комиссия. Стець обвинял его в саботировании работ по возобновлению телетрансляции украинских каналов в Донбассе. Еще летом Пивнюка критиковали за то, что он продолжает оплачивать счета за электроэнергию донбасских отделений концерна. Он это обосновывал тем, что весь Донбасс на едином счете, и если отключить Луганск с Донецком, то вещание пропадет во всем регионе, в том числе и там, где вещают украинские каналы. Впрочем, уже в августе Пивнюк говорил, что не оплачивает счета Концерна с захваченных территорий.

Также Пивнюка обвиняли, что он не спешил вводить в действие подаренные Польшей восемь передатчиков, с помощью которых можно было бы наладить вещание в Донбассе. На сегодняшний день установлено только два передатчика.

В середине февраля стало известно, что Пивнюк написал заявление об уходе по собственному желанию. Он отказался комментировать причины ухода и результаты расследования.