В домах Старого Киева есть уникальные подъезды. Как они выглядят? Рассказ-экскурсия
Подъезды старых Киевских зданий обычно скрыты от глаз прохожих, но они могут рассказать не меньше, чем внешняя архитектура города.
Узоры в стиле модерн, мавританские окна, кессонированный потолок, повторяющий купол Пантеона, меандры из романов Льва Толстого - лишь немногое, что можно найти в подъездах дореволюционных домов.
Краеведческая команда АрхіГід создала фотопроект "Подъезды Киева", где собраны десятки снимков исторических подъездов столицы.
LIGA.net выбрала пять подъездов и попросила рассказать о них одного из авторов проекта Антона Короба.
Дом Ипполиты Роговской
Стиль: неоренессанс
Где:, ул. Большая Житомирская
Кому принадлежал: Доходный дом был построен в 1903-1904 годах по заказу польской дворянки Ипполиты–Цесарины Роговской. В 9-10 комнатных квартирах доходного дома жили в основном банкиры, например, Авраам Добрый, тайный арест которого сыграл роковую роль в истории украинско-немецких отношений в апреле 1918 года
Что здесь сейчас: жилые квартиры и офисы
Вестибюль дома класса люкс соответствует предназначению и декорирован в стиле неоренессанс. Самый выразительный элемент в доме Роговской - кессонированный потолок. Он обязан своим происхождением древним грекам.
Потолок имитирует древнегреческую сетчато-балочную систему деревянных перекрытий. Этот потолок позаимствовали древние римляне и воплотили его в камне. Так, например, был построен купол римского Пантеона. Углубления в каменных сводах, куполах и арках позволяли уменьшить массивность перекрытий без снижения их несущей способности.
В эпоху Возрождения кессонированные перекрытия использовали для интерьеров дворцов. Художники расписывали их сюжетами на мифологические темы.
Неожиданность - рисунок кованого ограждения парадной лестницы выполнен уже в стиле модерн.
Дом Мартина Колонно-Чесновского
Стиль: модерн
Где: Подол, ул. Спасская
Кому принадлежал: доходный дом построили в 1910-1911 году по заказу польского шляхтича Мартина Яцентовича Колонно- Чесновского
Что здесь сейчас: жилой дом
Стиль модерн, или как его еще называют "стиль свободы", появился в Киеве в 1902 году. Бурный экономический прогресс в конце 19 века требовал новой эстетики. И Западная Европа перешла от консервативного закостенелого историзма, который подразумевал слепое копирование наследия предыдущих эпох к модерну.
Стиль модерн (во Франции — "ар-нуво", в Германии — "югендштиль", в Австрии, Чехословакии и Польше — "сецессион", в Италии — "либерти",в Испании — "модернизмо") предполагал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений.
Часто художники модерна брали за основу дл своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал — отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую.
Популярным мотивом декора в стиле модерн были листья и цветы лилии, которые мы видим здесь на полу на метлахской плитке.
Ограждения лестниц, лепной декор вестибюля - все выполнено в стиле модерн. Двери заменили, но форма проема вместе с фрамугой (окошко над дверью) имеет форму замочной скважины - характерная черта нового стиля.
Доходный дом купца Кравцова
Стиль: модерн-неоклассицизм
Где: ул. Большая Житомирская
Кому принадлежал: доходный дом был возведен в 1912 году по заказу купца Пантелеймона Кравцова
Что здесь сейчас: с 1913 года здесь функционирует самый старый действующий кинотеатр "Лира"
Поздний модерн, в котором был построен двухсекционный шестиэтажный дом Кравцова, - это ответ модерну. То, от чего отказывался ранний модерн, избирательно вобрал в себя поздний – исторические и национальные стили, переход к конструктивизму.
Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Общий кризис искусства накануне мировой войны стимулировали поиски опоры в классике, стремление к гармонии классической композиции и пропорций.
В доходном доме купца Кравцова использовали формы популярные сто лет назад в российском классицизме - куполообразный потолок, украшенный классическими орнаментами: меандр, пальметты.
Дом Михаила Змиевского
Стиль: неоренессанс
Где: Шевченковский район, ул. Липинского
Кому принадлежал: четырехэтажный дом был построен в 1899-1900 гг. по проекту архитектора Николая Гарденина и принадлежал дворянину Михаилу Змиевскому
Что здесь сейчас: открывается хостел
Кованые ограждения лестницы, лепной декор интерьера и фасада дома выполнен в стиле неоренессанс.
Плитка, производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, сочетается со стилем нового ренессанса.
Дом оперного певца Михаила Михайлова
Стиль: неомавританский (окно) и неоренессанс (ограждение)
Где: Бессарабская площадь
Кому принадлежал: Дом киевского оперного певца еврейского происхождения Михаила Михайлова (Моисея Зильберштейна) был построен в 1899-1900 году по проекту инженера-техника Андрея Краусса. Здание двухсекционное - одно крыло предназначалось под гостиницу "Пале-Рояль" (позже "Большая Славянская"), второе – под доходный дом
Что здесь сейчас: офисы
Неомавританский стиль вошел в моду в Европе во второй половине 19 века. В его основу вошли формы, заимствованные из архитектуры мавров Кордовского Халифата и Магриба. Ассоциировался он с ненавязчивым богемным шиком и включал в себя элементы арабского, османского, марокканского, персидского и даже среднеазиатского искусства.
Неомавританский стиль долгое время воспринимался "стилем синагог". Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в мусульманской Испании. Так и в этом случае.
Раньше дом Михайлова венчали фигурные куполообразные завершения в восточном духе.
Кариатида в тесном перестроенном вестибюля той секции, где была гостиница - не относится к неомавританскому стилю. Это продукт неоренессанса.