- Как себя чувствует концертный рынок Украины? Насколько сократилось количество концертов за первое полугодие 2015-го по сравнению c первым полугодием 2014-го и 2013-го?

- В нашем каталоге количество мероприятий за первые шесть месяцев 2015-го около пяти тысяч по всей Украине. Это в разы больше, чем в прошлом году, и ненамного меньше и сопоставимо с показателем 2013-го. Другое дело, что практически нет больших, громких мероприятий со звездами категории "А". Но вместо них появилось много небольших клубных концертов.

Вообще, ситуация сложилась двоякая: с одной стороны, мы имеем падение потребительского спроса как следствие обеднения населения, а с другой - повышенный спрос на качественный контент и концерты звезд первой величины.

Сейчас на концертном рынке сложный период, но не столько из-за падения спроса, сколько из-за трансформации. Фактически только сейчас страна подошла к формированию украинского концертного рынка, независимого от российских промоутеров. Раньше букирование (заказ. - Ред.) артиста шло, как правило, через российских промоутеров, это позволяло оптимизировать гонорары артистов. Теперь же ситуация поменялась - наши промоутеры начинают работать самостоятельно, сами выстраивают отношения с туринговыми агентствами и менеджментом артиста.

Фактически только сейчас страна подошла к формированию украинского концертного рынка, независимого от российских промоутеров

- Как изменилась, скажем так, география концертных исполнителей? Откуда едут артисты в Украину?

- Изменение географии концертных исполнителей - второй сильный тренд на рынке. Если раньше 60% концертов - это были российские исполнители, 30% - иностранные и еще 10% - украинские, то сейчас у нас в продаже российских артистов единицы (Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Вера Полозкова, Наутилус Помпилиус), иностранных - около 10%, а все остальное - наши.

Конечно, рынок поменялся, что позволило засветиться новым качественным украинским исполнителям. Не все из них могут собрать большие залы, но многие проявились и показали хороший потенциал, который теперь нужно реализовывать.

- Как изменился уровень цен на концерты в Киеве и регионах? Как изменился объем рынка в деньгах (первое полугодие 2015-го с 2014-го и 2013-го)?

- Уровень цен остается более-менее стабильным. Как и раньше, средняя цена на билет составляет 300 грн. То есть в условиях тотального подорожания сохранение цены на докризисном уровне - это как скидка в 70%.

Но удерживать цены на билеты иностранных исполнителей экономически невозможно, цены неизбежно растут. Тут причина в росте курса доллара и евро, ведь гонорары иностранным исполнителям платят в валюте, и это прямые затраты организатора, которые нужно покрывать.

Если говорить об объеме концертного рынка, то за первое полугодие 2015-го он составил около 1 млрд грн. Это раз в пять больше, чем в первой половине революционного 2014 года, и уже близко к показателям 2013-го. С другой стороны, в долларовом эквиваленте это трехкратное проседание.

- Как распределены активности по Украине, сколько приходится на Киев, а сколько на другие города-миллионники?

В концертном и в билетном бизнесе существует понятие сезонности. Лето, например, это низкий сезон, когда активность сдвигается ближе к туристическим центрам. Сейчас это Одесса и Львов. Количество мероприятий в Одессе в курортный сезон в разы превышает их количество в Киеве.

Но столица остается самым активным и насыщенным мероприятиями городом. Практически 50% рынка приходится на столицу. Но это в высокий сезон.

- Какой формат концертов наиболее востребован?

- В этом году мы наблюдаем фестивальный бум - по всей Украине проведено и заявлено около 30 музыкальных фестивалей. Новинка этого года - фестивали еды, которые проводятся в Киеве практически каждые выходные. Классная музыка, хорошая еда, спортивные соревнования - обязательная программа любого успешного фестиваля.

Самыми массовыми событиями этого лета стали фестивали "Країна Мрій" (30 000 посетителей) и Atlas Weekend (15 000 посетителей). Можно сказать, что это как раз тот случай, когда организаторам удалось все: и отличная украинская музыка, и нормальный фудкорт, спортивные и лаунж-зоны, развлечения для детей.

У организаторов Atlas Weekend получилось собрать почти всех активных украинских исполнителей и создать абсолютно правильную фестивальную атмосферу. Я считаю, что это заявка на создание первого украинского музыкального фестиваля европейского уровня.

- Как, по сути, концертная блокада отразилась на отечественном шоу-бизнесе? 

- Появилось много молодых и активных исполнителей, артистов, создающих качественный контент, достойных выйти на европейские рынки и быть понятыми европейским слушателем. В то же время утвердились те, кого раньше слушала узкая аудитория, сегодня они намного популярнее. Это суперпозитивные тенденции для Украины. Трудно сказать, сколько понадобилось бы сил и денег, чтобы, например, Onuka или The Hardkiss достигли сегодняшней популярности, если бы сохранялась прежняя структура рынка.

При этом сами артисты, менеджмент артистов стали более прагматичны и похожи в этом на западных звезд. Можно сказать, что в шоу-бизнесе стало меньше шоу и больше бизнеса.

При этом сами артисты, менеджмент артистов стали более прагматичны и похожи в этом на западных звезд. Можно сказать, что в шоу-бизнесе стало меньше шоу и больше бизнеса.

- Когда в Украину вернутся концерты западных звезд первой величины?

- Это произойдет нескоро: слишком много сдерживающих факторов. Во-первых, это военные действия. Мало какая страховая компания будет страховать поездку артиста в страну, где идет военный конфликт. Да и менеджмент артиста ставит Украину в стоп-лист по этой же причине.

Второй фактор - экономический. Даже при существующем отложенном спросе продать билеты на звезду с миллионным гонораром сейчас невозможно, цена билета будет недоступна массовому покупателю.

Плюс курсовые риски настолько велики, что организаторы не готовы браться за реализацию таких проектов. К примеру, с момента выхода в продажу билетов на концерт 30 Seconds To Mars курс доллара к гривне менялся в сторону повышения три раза. При таких рисках инвестировать в этот бизнес мало кто отважится.

Третий фактор - это инфраструктура. В Украине нет залов мирового уровня, залов, понятных туринговым компаниям, залов не слишком больших и не слишком маленьких для звезд первой величины. Современной Украине нужен современный концертный зал где-то на 20 000 мест.

Дворец Украина проектировался как зал съездов и им по сути и является, Дворец спорта - спортивный комплекс, стадион Олимпийский построен почему-то без крыши, что делает невозможным его использование в холодное время года.

При ликвидации вышеперечисленных проблем Украина станет актуальной точкой на концертной карте планеты. Но вакуум не может быть вечным, и после стабилизации политики и экономики в Украину вернутся концерты звезд первой величины.