Дмитрий Онученко: Мы ориентированы на защиту бизнеса

О развитии и результатах Практики безопасности бизнеса
На правах рекламы
В стране, которая развивается, бизнес-возможности и правила игры меняются, подобно направлению ветра. Компании часто оказываются под воздействием финансовых проверок и обысков. Об эффективных бизнес-решениях этого года поговорили с Дмитрием Онученко, руководителем Практики безопасности бизнеса.
- Переход вашей практики от узкого направления в помощи бизнесу на обысках до оказания услуг в бизнес-отраслях и индустриях. С чем связан стремительный прогресс всего за год?
Командой определили для себя три вектора трансформации. Первое, сберегли и приумножили уникальный кадровый состав с навыками администрирования бизнес-процессов в сфере финансов, материальных активов, баз данных, работы с клиентами и конкурентами по рынку. Это позволяет нам говорить о полноценной защите бизнеса и перейти ко второму вектору - сопровождение самых резонансных кейсов в экономике, как “Ощадбанк”, Forklog, LetyShops.
Хотелось бы больше рассказать о кейсах с представителями силовых структур, крупными фигурами из госаппарата, но сохранность адвокатской тайны куда важнее. Реализацией нашего третьего вектора стали масштабные мероприятия, как SafeSide и обучающая платформа для “сливок” из украинской бизнес-безопасности, которая стартует уже сегодня.
- Какие сильные-слабые стороны можете выделить в бизнес-направлениях?
У каждой индустрии они отличаются. К примеру, у правильно организованной IT-компании основные финансовые обороты находятся за границей, серверы с ключевой информацией тоже. В этом плане уголовное преследование не принесет существенного ущерба, но один обыск с “маски-шоу” может разогнать весь персонал и работа компании будет парализована, а договора с клиентами - сорваны. У аграриев сильная и одновременно слабая сторона — это пребывание многих процессов в тени, но изъятие и арест урожая - ключевой риск. У производственников главная ценность в наличие основных активов и оборотных средств.
- Почему к IT-сфере стало столько внимания? Вы ведете кейсы, связанные с криптовалютой, как защищаете сферу, не урегулированную законом?
Компании-разработчики всегда заявляли о своей прозрачности и транснациональности ведения бизнеса. В некоторых компаниях даже график труда сдвинут на несколько часов, чтобы максимально подстроиться под клиента. Но если компания прозрачно заявляет и официально декларирует ежемесячный денежный оборот в несколько десятков миллионов долларов — это становится предметом пристального внимания правоохранителей. Как видим, “гости” приходят без приглашения и на основании решения суда о проведении обыска.
Стали чаще приходить и к компаниям, которые разрабатывают программный софт и оказывают техподдержку сайтов, а также баз данных. Безусловно, есть достаточно трудностей в защите этой отрасли. К примеру, Forklog, по многим параметрам был не первым кейсом на рынке практики защиты в этой сфере. Но впервые со стороны правоохранителей была предпринята попытка изъятия криптовалюты во время обыска.
В других практических кейсах, в которых обязаны хранить адвокатскую тайну, мы активно используем положения Закона “Маски-шоу, стоп!” в части допуска на обыск адвоката, видеофиксации его хода, а особенно - процедуру изъятия компьютерной техники. Адвокат вместе с клиентом и следователем нередко просматривает содержимое ноутбука или планшета, чтобы добиться сохранности техники вместе с содержимым. В целом, вернуть компьютеры на основании решения суда - не проблема. Гораздо важнее сохранить информацию на жестком носителе.
- У вас есть кнопка экстренного вызова адвоката LegalAlarm. Как она пользуется спросом?
Это важные инструменты в помощи бизнесу и их популярность растет. Когда поступает сигнал по LegalAlarm, в работу автоматически включается вся команда практики и отрабатывает вызов по максимуму. Большинство из них - это обыски у клиентов дома или по месту ведения бизнеса. Этот продукт так и задумывался как помощь адвоката в экстремальной ситуации. Но бывают и интересные ситуации. Например, когда по вызову LegalAlarm приезжает адвокат, а обыск не у клиента, а у его соседей по этажу или по площадке.
- Как Украине стать более привлекательной для инвесторов? Расскажите на примере альтернативной энергетики.
Если взять этот рынок, конечно же, нам есть куда расти. Думаю, цифры нам дадут более глубокое понимание. К примеру, в Испании и Ирландии более 20% от всей энергосистемы составляют ветряные и солнечные станции. Первенство за Данией, в которой уже на сегодняшний день более 50% альтернативных энергоносителей, а через четыре года планируют достигнуть отметки 70%. В Украине же “зеленый сектор” энергогенераций составляет чуть больше 1%.
Банки под кредитование либо зарубежные инвесторы всегда будут акцентировать внимание на прозрачности финансовой структуры компании и безупречной кредитной истории. Потребуется защитить технологическую сторону проекта и соответствие экологическим требованиям. Следующими пунктами по счету, но не по значимости, станут история деятельности компании, соответствующие лицензии, наличие мощностей и активов.
- А как вы реагируете на форс-мажоры государственного уровня?
Скажу, что весь наш опыт построен на оперативном реагировании, любое промедление негативно сказывается на клиенте и может иметь последствия. В частности, в деле госуровня по “Ощадбанку” мы подключились всей командой. В итоге удалось сократить меру пресечения всего за сутки. Думаю, тут ключевую роль сыграл опыт работы адвокатов, в частности Александра Горобца в банковской сфере, который был заместителем главы правления коммерческого банка. Помогло понимание механизма кредитования, знание финансовой отчетности банковских учреждений, а также опыт урегулирования кредитной задолженности.
Сейчас защищаем главную общественную антикоррупционную организацию в Украине, которая сталкивается со многими посягательствами на ее деятельность. Одним из обстоятельств такого влияния стала попытка привлечения к уголовной ответственности руководителя ЦПК по ст. 345-1 УК Украины. Статья относительно новая в уголовном кодексе, а судебная практика и вовсе незначительная.
- Говоря о борьбе с коррупцией, многие начали применять внутри компаний комплаенс как важный инструмент. Как он может помочь?
Антикоррупционный комплаенс нужен, прежде всего, компаниям, которые планируют выходить на зарубежные рынки либо вести сотрудничество в Украине с иностранным капиталом. Некоторые предприятия уже инициируют собственные антикоррупционные программы, с привлечением наших специалистов. Юрист нашей практики, Виктор Шульга, сертифицированный Compliance Officer, уже ведет активную работу в составе комиссии гиганта энергорынка НАЭК «Энергоатом», который начал проводить внутреннюю оценку коррупционных рисков. По его опыту, комплаенс — это не только о культуре, это об экономии и увеличении прибыли.
- Частично о комплаенсе будете говорить и на ежегодном тренинге по безопасности. Для кого он будет полезен?
Образовательная платформа “Современная служба безопасности”, кроме руководителей корпоративных служб безопасности, будет полезной менеджменту компаний - для управления рисками с использованием дополнительных инструментов, а также собственникам бизнеса, которые планировали провести аудит системы безопасности. Курс из 4-х модулей начинается уже сегодня. Вместе с представителями бизнеса, силовых структур и юридическими экспертами разберем самые современные подходы в безопасности украинских компаний.
- Как планируете закончить этот год и какие планы практики на следующий?
С нашей спецификой, могу сказать, что окончание года еще впереди. Самое интересное происходит за неделю до новогодней ночи. Не раз 31 декабря мы проводили вместе с клиентом и следователем. Последние события несколько запутали бизнес, и мы понимаем, что от военного положения можно ожидать абсолютно разных сюжетов. Для нас главное - позитивное решение для клиента. В этом году мы в ТОП-5 по безопасности бизнеса, а в следующем планируем быть как минимум в тройке. Будем расширять штат нашей практики, с учетом количества кейсов. Что касается образовательных ивентов, также продолжим их проводить и выводить на новый качественный уровень.