Сократить ESG нельзя финансировать – знаете ли вы где поставить запятую?
Иллюстративное фото: pixabay.com

На правах спонсорства

Из-за пандемии COVID-19, начало года выдалось сложным для большинства компаний, поэтому все ищут возможности для оптимизации расходов. Одним из первых «кандидатов» на сокращение является бюджет на проекты ESG, к которым относятся проекты защиты окружающей среды, развития общин, улучшение корпоративного управления. Однако этот шаг может привести бизнес к еще большим проблемам. Как проекты ESG влияют на устойчивость бизнеса во время кризиса и как их финансировать, говорили представители ЕБРР, Международной Финансовой Корпорации, НКЦБФР и бизнеса на онлайн встречах, организованных Ассоциацией инвестиционных профессионалов CFA Society Ukraine в рамках гранта Проекта USAID "Трансформация финансового сектора".

ESG является частью нефинансовой отчетности компаний и отражает все аспекты деятельности, которые обеспечивают устойчивость их бизнеса. Наличие риска устойчивого развития означает для инвесторов неуверенность относительно его способности обеспечить рост и прибыльность компании со временем. Раскрывать информацию о развитии ESG проектов рекомендует украинским компаниям новый Кодекс корпоративного управления, который в марте этого года был принят в Украине. Кодекс рекомендует наблюдательным советам изучать экологические и социальные риски, которым подвергается компания, а исполнительным органам — управлять этими рисками. По словам Тимура Хромаева, главы Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, благодаря этому Кодексу уже в этом году Украина имеет шанс войти даже в первую десятку рейтинга Всемирного банка Doing Business по показателю "Защита миноритарных акционеров".

На фоне пандемии COVID-19 внимание инвесторов к информации о реализации ESG принципов публичными компаниями даже возросла. Инвесторы обращают внимание на такой показатель как sharpio ratio, то есть коэффициент доходности с поправкой на риск. Наличие у компании программ устойчивого развития и внедрения ESG-принципов ведения бизнеса, снимает часть рисков для инвесторов.

Кроме того, ESG помогает в конкуренции. Украинские продукты питания довольно привлекательны за рубежом, но иностранные конкуренты могут создать нашим производителям барьеры именно из-за ESG-принципов, которые обычно являются слабым местом.

Из-за вспышки COVID-19 в Украине целый ряд компаний осуществила множество замечательных ESG-инициатив начиная от покупки средств индивидуальной защиты и аппаратов ИВЛ для больниц, заканчивая перестройкой больниц. По словам Юлии Берещенко, CFA, директора по развитию бизнеса и связям с инвесторами, агрохолдинга Астарта-Киев, компания уже потратила на борьбу с вирусом сумму сопоставимую с годовыми бюджетами, которые компания направляла на ESG.

ESG проекты влияют именно на долгосрочную перспективу бизнеса. Но сейчас проблемы с ликвидностью выходят на первый план, а бюджеты на ESG замораживаются. Считается, что выполнение ESG-принципов является высокозатратным. Однако у крупных инвесторов, таких как Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), есть немало фактов в доказательство того, что чрезвычайно высокозатратным будет невыполнение этих принципов. По словам Майи Геннеркес, руководительницы направления ESG в ЕБРР, иногда большие проекты прекращаются из-за того, что изначально ESG-принципы не были адекватно учтены. В таком случае ЕБРР помогает с эффективным управлением рисками и предоставляет ресурсы для этого.

Это перекликается с политикой Международной финансовой корпорации (IFC). По словам руководителя этой организации Елены Волошиной, они продолжают финансировать капитальные проекты, но каждый из них должен иметь ESG составляющую. И если раньше компании относились к этому очень формально, то сейчас понимают, что ESG — это не то, что им навязывается, а это их система риск-менеджмента.

Сейчас появился новый способ получения финансирования ESG проектов — это так называемые "зеленые облигации" (green bonds). В июне Верховная Рада приняла в целом закон о рынках капиталов и новые финансовые инструменты, который создает юридические основы по green bonds Этот инструмент позволит привлекать средства в проекты экологической направленности.