Украина попала в порочную финансовую ловушку. Страна переживает постоянную российскую военную агрессию, балансирует на грани финансового краха, который может произойти в ближайшие четыре месяца. К концу октября ее международные резервы сократились до $12,6 млрд. Обменный курс гривни падает по экспоненте. В результате большинство украинских банков переживают существенные проблемы. Госдолг достиг небывалых высот, а к концу года, похоже, составит 80% ВВП. Инфляция, по прогнозам, ускорится до 24% по итогам года и будет расти в дальнейшем.

К счастью, Украина провела свободные и справедливые парламентские выборы 26 октября. Победили три партии, наиболее склонные к реформам. Теперь им нужно как можно скорее сформировать правительство. Украина должна положить конец этому кризису, но чтобы сделать это, правительству следует срочно приступить к работе.

Но чем они занимаются? Вместо формирования новой власти мы наблюдаем очередную парламентскую игру. Сколько партий должно войти в коалицию? Как внутри коалиции будут приниматься решения? Кто какой портфель получит? Хватит! Если нынешние украинские лидеры не придут к согласию поскорее, Украина может перестать существовать, и обсуждать будет нечего. Послушайте-ка президента Владимира Путина, он говорит весьма однозначно! 

Вместо формирования новой власти мы наблюдаем очередную парламентскую игру. Сколько партий должно войти в коалицию? Кто какой портфель получит? Хватит! Если нынешние украинские лидеры не придут к согласию поскорее, Украина может перестать существовать, и обсуждать будет нечего

Трем лидирующим партиям необходимо немедленно сформировать коалицию. Радикальная партия Олега Ляшко не должна войти в новое правительство, потому что она протестует против реформ при каждом удобном случае. И чем меньше партий будет в коалиции, тем легче ей будет функционировать. Три партии могут сформировать достаточное большинство в парламенте.

Ввиду глубокого кризиса Украине в качестве министров нужны либо молодые технократы, либо профессионалы, которые отважатся на серьезные реформы и не будут преследовать личные интересы. Такие люди понимают вызовы нации и говорят по-английски, поэтому могут общаться с иностранными финансовыми донорами.

Есть три основные реформы, которые нужно осуществить как можно скорее. И человек, который с этим не согласен, не имеет права входить в новое правительство. Во-первых, цены на энергоресурсы должны быть подняты до международного рыночного уровня. Необходимо снизить государственные издержки и устранить основной источник коррупции в стране - разницу между внутренними ценами, контролируемыми государством, и ценами газа на мировом рынке: в некоторых случаях они отличаются на порядок. В конце концов, это дело государственной безопасности и самостоятельности, поскольку Кремль управляет этой коррупционной игрой.

Первая реформа - часть второй, которую можно назвать "сокращение государственных расходов". В этом году они превысят 50% ВВП. Украина обязана сократить госрасходы на 10% ВВП в 2015 году. Если этого не сделать, возможно повторение краха России 1998 года. Сокращения можно добиться прежде всего путем урезания субсидий в энергетике.

Третья реформа - окончательная легализация продажи сельскохозяйственных земель. В противном случае текущий сельскохозяйственный подъем вряд ли продолжится. Удивительно: предложенное 14 ноября коалиционное соглашение предусматривает продление губительного моратория на продажу земель до 2018 года. Это безумие. Украинские политики хотят, чтобы Путин захватил Украину? Или они застряли в устаревшей картине мира?

Этот проект коалиционного соглашения напомнил мне речь Леонида Брежнева на XXVI съезде КПСС в 1981 году. Это не программа реформ: это бюрократический документ советской эпохи, призванный зафиксировать старую систему

Проект коалиционного соглашения в нынешнем виде не содержит никакой стратегии и не фокусируется на первоочередных целях. В нем не указано, что перед Украиной постоянно существует военная угроза России, что финансовый кризис уже через несколько месяцев может окончиться крахом, что нужна немедленная энергетическая реформа и что власти сопротивляются столь нужной сельскохозяйственной реформе.

Этот проект соглашения напомнил мне речь Леонида Брежнева на XXVI съезде КПСС в 1981 году. Это не программа реформ: это бюрократический документ советской эпохи, призванный зафиксировать старую систему. Это консервативное дацзыбао не принесет реформ. Он не декларирует волю или стратегию. Он даже начинается не со списка целей, а с очередной бюрократической шапки.

Украина переживает тяжелейший национальный и финансовый кризис в своей краткой независимой истории, а проект коалиционного соглашения не решает ни одой проблемы. На его 66 страницах не упоминается ни Россия, ни финансовый кризис, а только брежневские бюрократизмы типа "инвентаризации" и "усиления контроля", да еще в большом количестве.

Украина, проснись!

Автор - Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона, член экспертного совета при Министерстве экономики Украины

Публикуется с разрешения автора. Оригинал был опубликован здесь