Английское право уже давно является золотым стандартом для заключения партнерских (корпоративных) договоров и применяется для урегулирования отношений между бизнес-партнерами десятилетия. Но для малого бизнеса в Украине такой инструмент был не всегда доступен, поскольку предполагал создание иностранных корпоративных структур.

С принятием нового Закона Украины "Об акционерных обществах" в 2022 году вопросы корпоративного договора в ООО также изменились. Одним из ключевых моментов является закрепление возможности применения иностранного права для таких договоров. Ведь это было фактически запрещено, учитывая существовавшую на протяжении многих лет судебную практику. 

Что это дает украинскому бизнесу? В первую очередь при наличии иностранного элемента стороны могут вывести положения корпоративного договора с плоскости украинского права и применить, например, английское право в урегулировании корпоративных отношений. Однако нужно учитывать также положение устава ООО, который должен излагаться в рамках норм украинского права. 

Применение английского права для урегулирования корпоративных отношений сделает более ясными возможности украинских корпоративных структур для иностранных инвесторов. Однако ключевую роль будет играть судебная практика – и в этом вопросе есть положительные изменения. 

Учитывая, что сторонами корпоративного договора, кроме участников, также может быть само общество, в корпоративном договоре может содержаться арбитражная оговорка в соответствии с ч. 3 ст. 22 ХПК Украины. Указанная норма предусматривает, что корпоративные споры, возникающие из договора, могут быть переданы для решения международного коммерческого арбитража только на основании арбитражного соглашения, заключенного между юридическим лицом и всеми его участниками. Соответственно, такое положение, безусловно, является положительным моментом. 

Корпоративный договор может быть как платным, так и безвозмездным. До момента внесения изменений в ЗУ "Об ООО и ОДО", корпоративный договор мог быть только безвозмездным, то есть за выполнение или невыполнение условий договора не могла устанавливаться оплата. 

Указанные изменения дают возможность урегулировать в рамках корпоративного договора также вопросы взаимоотношений с инвесторами, топ-менеджментом компании или предусмотреть специальные вознаграждения/выплаты/увеличения доли участникам при определенных условиях, например, при достижении обществом соответствующих показателей хозяйственной деятельности.   

Корпоративный договор может закреплять обязанность купить или продать долю в определенных условиях. Однако реализация такой обязанности часто усложнена, особенно при наличии недобросовестного поведения другой стороны: например, участник обязан продать долю при достижении определенных условий. Такие условия наступили, но участник не подписывает договор. Остается вариант с судебными спорами, часто затягивающийся во времени и не приводящий к эффективному решению конфликта.

Безотзывная доверенность выступает инструментом, позволяющим эффективно реализовать свои права. Она должна содержать условия, при которых участник сможет переоформить на себя права на долю другого участника в соответствии с положениями договора. Ключевой ее особенностью является то, что она не может быть отменена доверителем без согласия представителя или может быть отменена только при наступлении определенных условий. Таким образом, безотзывная доверенность в реалиях украинского законодательства выполняет роль инструмента, обеспечивающего реализацию опциона. Конечно, она выдается всегда одновременно с заключением корпоративного договора и без него. 

Например, стороны корпоративного договора договариваются, что один участник обязан продать свою долю другому до завершения определенного периода или в случае достижения определенных показателей деятельности. На выполнение этой обязанности выдается безотзывная доверенность, которая может быть реализована, если участник, обязанный продать долю, откажется добровольно заключить такой договор с указанием условий, при которых она может быть реализована.   

Следовательно, положения украинского корпоративного законодательства либерализируются и становятся более применимыми для урегулирования бизнес-отношений, в том числе с иностранными инвесторами.