Последние две недели одной из самых обсуждаемых тем в украинском обществе стала "забывчивость" некоторых чиновников и одного депутата. Глава Государственной фискальной службы Роман Насиров не указал в декларации наличие квартиры в Лондоне, на тот момент руководитель департамента МВД по возврату активов Елена Тищенко - недвижимость во Франции, депутат Верховной Рады от партии Народный Фронт Игорь Котвицкий дополнительно задекларировал доход в миллиард гривень. Напомним, что с конца апреля этого года невнесение в декларацию доходов и имущества влечет за собой не административную, как раньше, а уголовную ответственность. Теоретически "забывчивый" госслужащий рискует оказаться за решеткой на срок до двух лет. Правда, прецедентов пока нет. Управляющий партнер Адвокатского объединения Юскутум Артем Афян рассказывает, какую ответственность должны понести чиновники, если к ним подходить по все строгости закона.

Если говорить сухим языком закона, то к действиям Насирова, Котвицкого и Тищенко можно попытаться применить статью 366-1 Уголовного кодекса Украины "Декларирование недостоверной информации", которая предусматривает до двух лет лишения свободы с ограничением права занимать определённые должности.

Все они относятся к людям, которые в соответствии с частями первой и второй статьи 45 Закона Украины "О предотвращении коррупции" обязаны подавать декларацию. Закон, которым в Уголовный кодекс Украины вводится статья 366-1, вступил в силу с 26 апреля этого года, то есть совсем недавно, и у чиновников может появиться соблазн сослаться на то, что он не имеет обратной силы, и на них не распространяется. Однако, на самом деле декларации подавались уже после вступления закона в силу. Елена Тищенко как помощник народного депутата (при условии распространения Закона Украины "О государственной службе") подала декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2014 год 26 июня 2015-го. Роман Насиров как глава Фискальной службы Украины подписал и подал декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2014 год 5 мая текущего года. Игорь Котвицкий как народный депутат Украины подписал и подал декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2014 год 19 августа.

Если имущество оформлено на компанию, но пользуется им господин Насиров, то, как минимум, он получает блага в размере стоимости аренды квартиры, которые должен отразить в декларации

Что касается псевдовладения главы ГФС, то здесь о незаконном декларировании говорить сложно, поскольку он действительно не владеет этой квартирой. Если Насиров владеет компанией, а компания владеет недвижимостью, то недвижимость принадлежит компании как юридическому лицу, а не Насирову как физическому лицу-учредителю. По отношению владения компанией Насиров должен в декларации отобразить размер взносов в уставной капитал общества, предприятия, организации. Правда, он мог получить корпоративные права компании в дар. Но и тут есть пара нюансов.

Во-первых, никто не обязан декларировать имущество своей компании. Вот только имущество во всем мире - это не только свидетельство права собственности. Если имущество оформлено на компанию, но пользуется им господин Насиров, то, как минимум, Насиров получает блага в размере стоимости аренды квартиры, которые должен отразить в декларации. Вверенное ему ведомство ревностно следит за тем, чтобы украинцы не получали неучтенных бесплатных благ. Много компаний получили доначисления, например, за купленные для своих сотрудников путевки или даже сувенирную продукцию.

Во-вторых, совокупность прав главы ГФС по отношению к лондонской недвижимости позволяет говорить, что он не просто является бенефициаром компании, а реальным владельцем квартиры, которая оформлена в доверительное владение. Это способ ухода от декларирования, который применяется бизнесменами во многих странах мира. Вот только со стороны государственного чиновника такие действия приобретают иной окрас. Признать это доверительным или иным владением теоретически возможно, но в Украине попросту отсутствует такая практика. Тому, кто попытается такое сделать, предстоит стать первооткрывателем. Причем, успешное дело по этому вопросу может стать ящиком Пандоры.

ГФС ревностно следит за тем, чтобы украинцы не получали неучтенных бесплатных благ. Много компаний получили доначисления, например, за купленные для своих сотрудников путевки или даже сувенирную продукцию

Помимо относительно безобидного недостоверного декларирования, ситуация скрывает в себе намного более суровые составы преступлений. Дело в том, что приобретение недвижимости за рубежом можно рассматривать как вероятную легализацию средств, полученных незаконным путем. Для этого достаточно проанализировать законные источники доходов и сопоставить с рыночной стоимостью имущества, причем покупка то будет или аренда, существенной роли не играет. В этом случае весь громоздкий и разветвленный аппарат борьбы с противодействием легализации незаконных средств начнет работать против украинских чиновников. Правда, для этого нужно, чтобы другие украинские чиновники запустили механизм и грамотно провели хотя бы начальное расследование.

Это если говорить юридически. Надо отделить от этого причину народного негодования. Здесь речь, об обманутых ожиданиях: те чиновники, которые пришли под реформаторскими лозунгами, те, кто говорил об открытости - сами по себе, оказалось, имеют серьезные скелеты в заграничных шкафах. Поэтому вопрос политической ответственности стоит отдельно от юридического состава. В отставку пока подала только Тищенко, и то, мотивируя это внешними причинами и саботажем ее эффективной работы. Вся эта ситуация является очередным тестом на зрелость украинской политики, который пока что выглядит проваленным.

Автор - управляющий партнер Адвокатского объединения Юскутум Артем Афян