"Продовольственная безопасность существует тогда, когда все люди в любой момент имеют физический и экономический доступ к достаточному, безопасному и полноценному питанию, которое отвечает их диетическим и вкусовым предпочтениям - для обеспечения активного и здорового образа жизни", - говорится в статуте Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В официальном положении о Департаменте продовольствия Минагрополитики сказано - продовольственная безопасность - наша основная задача, но как на общую ситуацию может повлиять отдельный департамент или министерство? Какие методы применимы в условиях фактической войны в Донбассе?

На сегодняшний день продовольственная безопасность Украины балансирует между экономическими, военными и политическими рисками. Девальвация национальной валюты, незащищенные границы, неповоротливость государственного аппарата - условия, которые сложно назвать благоприятными. Вместе с тем, аграрная специализация страны способствует тому, что мы можем не только обеспечить себя, но и активно экспортировать. В это же время, проблемным вопросом продовольственной безопасности остается товарооборот с оккупированными территориями. Политика государства в данном аспекте должна строиться на пересечении интересов национальной безопасности, реформ и дерегуляции, а главное - граждан Украины по обе стороны "границы".

Верховная Рада приняла постановление об оккупированных территориях. На бумаге территории ДНР и ЛНР должны быть окружены плотным кольцом блокпостов, которые контролируют вход и выход. Увы, реальность не такова.

Даже не уходя в детали, могу назвать такие риски сложившейся системы:

  • люди на оккупированных территориях не снабжаются достаточным количеством продовольствия;
  • жители свободных от оккупации территорий по факту не защищены от продукции, производимой на территориях самопровозглашенных республик. Продукция, производимая там, никоим образом не контролируется - и никто не может дать гарантий качества;
  • через неконтролируемые районы границы с Россией на территорию Украины поступают товары из РФ - без пошлины и таких же гарантий качества;
  • есть угроза попадания на территорию страны африканской чумы свиней - не опасного для человека, но крайне опасного для животных вирусного заболевания. Случаи заболевания зафиксированы в России.
  • свои особенности есть и в торговле с Крымом: в приграничных с автономией областях скупается буквально все - цены там на порядок выше, чем в других регионах, так как купленную продукцию продают не только в Крыму, но и в РФ - опять же, без легальных процедур и пошлин.

Сложно назвать такую ситуацию нормальной. Во-первых, есть прямая угроза украинскому населению, во-вторых, благодатное поле для коррупции, в-третьих, усугубление гуманитарной катастрофы на захваченных территориях Донбасса.

Ситуацию нельзя решить путем простого запрета или приказа блокировать все поставки. Коррупция, возникающая в нелегальном поле товарооборота с оккупированными территориями - является неизбежным механизмом, который возникает в ответ на запросы рынка. Для того, чтобы побороть коррупцию необходимо лишить ее основы - "поля деятельности".

Оптимальный вариант, который может соответствовать интересам государства и граждан Украины (на свободных и на оккупированных территориях) - обеспечить контроль поступающей на территорию Украины продукции, согласно норм и правил украинского законодательства, позволяющих полностью обезопасить украинского потребителя от контрафактной, некачественной, сомнительной и потенциально небезопасной продукции. Я считаю, что до организации данного контроля, надо блокировать поставки продовольствия из оккупированных территорий.

Мы не можем себе позволить в текущих условиях допускать на украинский рынок продукцию, производство которой не контролируется никакими украинскими органами.

Надеюсь также, что вопрос продовольственной безопасности и товарооборота с оккупированными территориями будет подниматься на всех уровнях. Если нам удастся наладить работу с местной властью Донецкой и Луганской областей, фискальной службой, Роспотребнадзором, Антимонопольным комитетом, вопрос может быть решен.

Дмитрий Шульмейстер,

директор департамента продовольствия Минагрополитики