Как искусственный интеллект может сделать нас независимыми от импорта газа
ИИ в нефтегазодобыче – это не стартап и не отдельная инициатива особо инновационных бизнесов. Согласно опросу E&Y, сегодня 92% мировых нефтегазовых компаний уже используют или планируют в ближайшие два года использовать ИИ в своих производственных процессах.
Технология активно развивается в рамках промышленности. Например, за последние три года зарегистрировано 534 тысяч патентов на применение технологий ИИ в сфере добычи нефти и газа. Топ стран, подавших патентные заявки за этот период, – США, Китай и Великобритания. Еще в 2022 году сегмент рынка ИИ нефтегазовой индустрии оценивался в $5,13 млрд. А в ближайшие десять лет рост рынка планируется на уровне 14% в год.
У крупнейших мировых международных нефтегазовых компаний уже есть успешные кейсы использования ИИ в добыче энергоресурсов. Вот несколько примеров:
- Saudi Aramco – одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, последние несколько лет использует ИИ для моделирования и прогнозирования поведения своих месторождений. Это позволяет ускорять принятие решений по бурению и минимизирует ошибки при планировании. В конце концов все это позволяет Saudi Aramco качественно снижать операционные расходы.
- Норвежский Equinor активно применяет ИИ для обработки большого массива данных. Практически все скважины компании оборудованы датчиками, отражающими нужные характеристики работы в онлайн-режиме. Эти данные практически мгновенно обрабатываются ИИ и позволяют оперативно реагировать на изменения работы скважин.
- ExxonMobil также увеличивает инвестиции в технологии ИИ. Разработанная для компании платформа на базе этой технологии позволила сократить время подготовки данных на 40%, а время планирования – с девяти до семи месяцев.
Очевидно, что мало кто в Украине владеет таким финансовым и технологическим ресурсом как вышеперечисленные компании. Большинство скважин нуждаются в обычной технической модернизации и внедрении ИИ для них точно не первоочередной приоритет. Однако это не означает, что передовые технологии не могут применяться у нас уже сейчас.
Каждый год украинские компании выполняют сотни квадратных километров 3D-сейсмики. Это огромный массив данных, требующий обработки и интерпретации. ИИ способен самостоятельно проводить часть работ, облегчая и ускоряя процесс создания модели месторождения. А чем быстрее выполнены сейсморазведочные проекты, тем раньше начнется процесс бурения.
Последние годы в Украине используется едва ли не самый большой в Европе парк активных буровых установок. Ежегодно у нас бурится и/или ремонтируется более 100 скважин. Системы управления, поддерживаемые ИИ, могут автоматически регулировать параметры бурения в реальном времени.
Например, коррекция глубины и траектории, скорость вращения бурового инструмента, давления и других параметров, чтобы обеспечивать оптимальные условия. Использование ИИ для непрерывного мониторинга может помочь предотвращать сбои и минимизировать время простоя (non-productive time). Как результат, это колоссальная экономия средств, ускорение процессов и повышение эффективности бурения.
Сегодня ведущие украинские компании активно применяют технологии больших данных (big data), в частности, при анализе сейсморазведочной информации. Тем не менее мы все еще отстаем от мировых трендов.
Локомотивом применения ИИ является частный бизнес, прежде всего заинтересованный в повышении своей эффективности. Но, в результате, выиграет от этого Украина как государство. Благодаря внедрению ИИ в нефтегазовую отрасль страны мы можем получить индустрию мирового уровня и перспективу стать нетто-экспортером газа, навсегда отказавшись от поставок извне.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.