До 5 ноября в Украине должен быть сформирован штат киберполиции, которая создается в рамках реформирования подразделений Министерства внутренних дел. Сотрудников киберполиции набирают, в том числе  и через переаттестацию работников подразделений по борьбе с киберпреступностью МВД. Основной задачей новой полиции станет противодействие киберпреступности, в частности, скиммингу, фишингу, пиратству, онлайн-мошенничеству.

В чем важность создания доселе неведомого подразделения - в колонке
юриста международной юридической группы AstapovLawyers Кристины Немчиновой.


Целенаправленные фишинговые атаки, заражение компьютеров Администрации президента, получение доступа к документам военной разведки, блокировка критически важных инфраструктур, аварии на атомных станциях - на военных фронтах XXI столетия танки, гранаты и военные звания нужны все меньше. Для совершения кибер-атак и ведения кибервойн достаточно быстрого процессора и подключения к сети Интернет.

Главным оружием информационного пространства остаются так называемые атаки DdoS, препятствующие нормальному функционированию веб-сайтов. Известный ранее как обычный фишинг, вирус претерпел значительные изменения, превратившись в мощное кибер-оружие. Одним из таких вирусов стал вирус Snake, примененный в 2014 году для выведения из строя официального сайта НАТО. Ответственность за кибер-атаку тогда взяли на себя хакеры анонимной группировки КиберБеркут, провозгласившей борьбу против неофашистской власти Украины.

На счету КиберБеркута, за деятельностью которого, по мнению эксперта Джеффри Карра стоят российские спецслужбы, атаки на Интернет-ресурсы Генеральной прокуратуры и МВД Украины, опубликование частных телефонных разговоров должностных лиц, незаконное получение доступа к перепискам членов правительства и публикации биографий представителей действующей власти. Последнее может быть классифицировано как проявление Интернет-вигилантизма, современного движения разочаровавшихся во власти особо бдительных членов социума, объединившихся с целью преследования лиц, не понесших, по их мнению, заслуженного наказания.

Тем не менее, вопрос идентификации хакеров чаще всего остается открытым и наиболее сложным. Так, сайт, посвященный референдуму в Крыму, был подвержен кибер-атаке неизвестными хакерами, до сих пор избегающим правосудия.

Читайте также: Украина - в топ-15 стран с наибольшим количеством DDoS-атак

Крымский кризис, положивший начало военной интервенции РФ, стал первым серьезным вызовом национальной безопасности и территориальной целостности Украины. Атаки на украинские веб-сайты становились все агрессивнее, при этом украинские власти продолжали осторожно подходить к оценке причастности к таким атакам того или иного государства. Простота методов и технологий, примененных российскими хакерами в отношении региональных администраций и правительства Крыма, и полное отсутствие контрмер со стороны украинских спецслужб подтвердили киберпревосходство России в гибридном военном конфликте и привели к господству спецслужб РФ в информационном пространстве нашей страны. Недостатки в программном обеспечении способствовали кибер-атакам на правительственные сайты АРК, военно-морскую радиосвязь и функционирование телекоммуникаций.

Однако на угрозу кибербезопасности до недавнего времени слабо реагировали не только правоохранительные органы. IT-сфера Украины не располагала соответствующим техническим оснащением для своевременного выявления кибер-шпионажа. Ресурсы хакеров все еще остаются на порядок выше техники украинских киберагентов, которым к тому же мешают значительные пробелы в украинском законодательстве. Так, в Криминально-процессуальный кодекс, призванный способствовать информационной безопасности Украины, до сих пор не имплементированы основные и простейшие определения, необходимые для борьбы с преступностью в кибер-пространстве. Фишинг, как способ совершения финансовых преступлений, осуществляемый с помощью спуфинга - метода рассылки электронных писем с использованием ложных электронных адресов, кликджекинг и скриптинг - термины, активно применяемые в законодательстве зарубежных стран, в Украине, к сожалению, остаются неологизмами.

Читайте также: Не взломать: как создать эффективную систему кибербезопасности


<a href="http://liga.net/">Источник</a>

Кибер-война требует ускоренного реагирования, что привело, наконец, к осознанию неизбежности создания киберполиции в рамках МВД. Военная реформа и преобразование оборонного комплекса теперь будут включать в себя создание специальных сил, противодействующих киберпреступности и обеспечивающих безопасность в виртуальном пространстве. А соответствие стандартам НАТО, страны которого получили свой вызов с возникновением украинского политического кризиса, может и должно стать новым рычагом влияния на агрессию РФ.

Автор - юрист международной юридической группы AstapovLawyers Кристина Немчинова