Для украинской экономики 2016 год стал переломной точкой выравнивания после резкого обвала. К сожалению, переход Украины в фазу роста происходит по очень пологой кривой. Отчасти это вызвано внешними факторами (военная агрессия, недружественная торговая политика) и накопленными за прошлое десятилетие проблемами (торговый дисбаланс, большой валютный долг, небрежная политика в отношении финансового сектора, неэффективная политика субсидирования). Однако слабость текущей и, что главное, ожидаемой траектории развития Украины является результатом медлительности государства в осуществлении социально-экономических преобразований. Относительная макрофинансовая стабильность является важным достижением, но одну только ее нельзя "продать" тем, кто мог бы вкладывать деньги в Украину.

Относительная макрофинансовая стабильность является важным достижением, однако одну только ее нельзя "продать" тем, кто мог бы вкладывать деньги в Украину
Мы ожидаем рост украинской экономики на 2,7% в 2017 году. Основным драйвером роста будет восстановление внутреннего рынка против все еще низкой базы сравнения. Ожидаем продолжения роста инвестиционной активности (за 9 месяцев 2016 года рост инвестиционной составляющей ВВП превысил 15%), а также оживления потребительского спроса благодаря возобновившемуся росту реальных располагаемых доходов населения. К сожалению, прогнозируемый рост реального ВВП на 2,7% еще очень слабый: к примеру, в следующем году украинская экономика в долларовом выражении все еще будет оставаться вдвое меньше максимумов 2008 и 2013 годов.

Мы не ожидаем большого прорыва в экспорте Украины в 2017 году. Во-первых, основная часть огромных потерь сбыта в странах СНГ не выглядит восполнимой в обозримой перспективе. Во-вторых, резкое улучшение конъюнктуры рынков по ключевым экспортным товарам Украины (как это было в 2006-2007 или в 2010-2011 годах) маловероятно. В-третьих, переориентация экономики на новые рынки требует существенных инвестиций в новые производства и модернизацию старых, чего нельзя осуществить без мощного притока иностранных инвестиций, которым Украина пока не может похвастаться.

В то же время импорт будет расти достаточно активно на фоне роста внутреннего спроса, способствуя сохранению умеренного девальвационного давления на гривню. Компенсировать это давление можно только притоком капитала из-за рубежа - как от официальных доноров, так и от частных. В 2017-м Украине придется окончательно понять, что зарубежная поддержка не является бессрочной и безразмерной. В частности, в следующем году стране нужно начинать погашение кредита МВФ, взятого в 2014 году. В дальнейшем объем выплат по валютным долгам резко возрастет. В общем "инкубационный период", отведенный на реформы, безжалостно уходит, и не по причине его коротких сроков, а из-за медлительности Украины.

Если мы хотим лучше понять проблемы и пути развития Украины, то на макроэкономические показатели стоит смотреть чуть более пристально, чем мы привыкли. К примеру, если мы посмотрим на показатель ВВП на душу населения в Украине, то он очень низок (немногим более $2 000 на душу населения). Такой показатель означает, что уровень благосостояния страны сопоставим с Республикой Конго, Гондурасом или Лаосом. Однако даже невооруженным глазом видно, что это не так.

В 2017-м Украине придется окончательно понять, что зарубежная поддержка не является бессрочной и безразмерной. В частности, в следующем году стране нужно начинать погашение кредита МВФ, взятого в 2014 году

Очевидно, что роль теневого сектора в экономике очень высока. Украине очень важно вести экономическую политику, способствующую детенизации. На практике это означает поиск успешного баланса между кнутом (борьба с коррупцией, неизбежность наказания за преступления) и пряником (дерегуляция, верховенство закона, создание дружелюбной атмосферы для бизнеса). Во многих случаях "баланс кнута и пряника" должна поддерживать справедливая судебная система.

Мало кто помнит, что экономическая наука зарождалась не в математике, а в рассуждениях о моральных принципах взаимодействия субъектов. В случае Украины такая моральная категория, как честность, должна стать новым общественным договором, сместив с этого пьедестала постсоветский принцип "они жульничают - и мы будем жульничать". Именно на поддержку этих фундаментальных изменений практики общественных отношений рассчитана программа реформ, которую Украина выполняет слишком медленно для резкого изменения модели развития. Если запланированные реформы ускорят поступь, тогда будут решаться и другие долгосрочные задачи - устойчивости государственных финансов, привлечения иностранных инвесторов, диверсификации экономики. К сожалению, в последнее время все чаще слышны голоса тех, кто хочет стимулировать экономику или привлекать инвестиции, не делая реформ. Очередная победа такой логики очень опасна.

Алексей Блинов, главный экономист Альфа-Банка Украина