Правительство Украины запланировало продать около 80% существующих государственных предприятий. Из 3643 госпредприятий будут проданы 2877, в собственности государства останется 766.

Естественно, не все они будут продаваться сразу, но как минимум четыре крупных актива Фонд госимущества рассчитывает продать уже в течение 2020 года — Одесский припортовый завод, Центрэнерго, Электротяжмаш и Объединенную горно-химическую компанию.

В 2020 государство планирует получить в бюджет от приватизации — 12 млрд грн. Это маловато — как минимум, Одесский припортовый завод оценивался в 2018 году в 1,3 млрд грн. А тут всего 12 млрд за несколько десятков предприятий. Но не все так просто, как кажется, поскольку у приватизации есть много "подводных камней".  

Во-первых, не все, что государство готово продать, вообще можно продать бизнесу. Например, большой вопрос – кто захочет купить, например, Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей или Южный научно-технический центр по апробации и внедрению новой техники и технологий.  

Во-вторых, не все инвесторы готовы покупать активы, которые нужно еще и модернизировать кардинально, или ценность которых сильно зависит от стоимости используемых ресурсов. Например, Одесский припортовый завод из-за повышения цены на газ упал в стоимости раз в 10 — если в 2015-м его оценивали в 13 млрд грн, то в 2018-м — в 1,3 млрд грн.

В-третьих, если быть честными, ценность части продаваемых предприятий - земля, на которой они стоят, или здания, в которых расположены. И тут интересно, успеют ли открыть рынок земли ко времени их продажи — у государства есть масса агропромышленных компаний, которые, если их продать как предприятия, будут дешевле в этом случае, чем если бы их продали раздельно.

В-четвертых, многие предприятия уже "призраки" — например, из 83 предприятий Укрспирта реально работающие - 22. Но деньги на их нужды все еще выделяются.

А есть и "полумертвые" предприятия, такие как Киевский радиозавод, где первоначально было более 20-ти цехов, а сейчас работает только один-два, а в остальных — склады, офисы. Еще часть — либо убыточные, либо их прибыльность нестабильна. Так что инвесторам надо присматриваться к активам, чтобы найти среди них реальные "жемчужины". Или хотя бы то, что можно в них превратить.

Одним словом, приватизация во многих отношениях даже перезрела и не окажет того эффекта, который бы она оказала раньше, если б ее провели правильно. Но даже если наполнение бюджета от приватизации будет меньшим, чем ожидалось, все равно это снизит лишние расходы на содержание этих предприятий.