Мировой кризис, который начался в 2015 году, в очередной раз подтвердил гипотезу о цикличности экономических кризисов и в корне изменил настроения инвесторов.

Инвесторы замерли в ожидании

Денег в мире меньше не стало. Но существуют периоды, когда инвесторы готовы их тратить и рисковать, потому что у них хороший настрой. Они в ожидании того, что сейчас все "пойдет вверх" и вот-вот "выстрелит". Либо не готовы - они зажимаются и наблюдают со стороны за ситуацией на рынке.

Многие помнят кризис доткомов, который закончился в марте 2000 года обвальным падением индекса NASDAQ и банкротством сотен компаний, порожденных "информационной экономикой" Кремниевой долины. Крах доткомов вызвал масштабный отток финансовых средств из интернет-сектора и потерю доверия инвесторов к данному типу бизнеса. Потом, ровно через 8 лет, грянул ипотечный кризис 2008-го, когда жажда быстрой наживы победила осторожность и здравый смысл. Сегодня мы имеем 2016 год - в мире опять кризис, связанный с замедлением развития Китая и снижением мировых цен на нефть.

Читайте также Перегретый рынок. Как Candy Crush задавила украинские игры

2015 год с точки зрения показателей роста и стоимости компаний был пиковым. Промышленный индекс Доу-Джонса в конце декабря 2014 года побил все рекорды и впервые в истории за 119 лет своего существования превысил значение 18000 пунктов. А индекс Standard & Poor’s в 2015 году имел одни из самых высоких показателей за свою историю.

Такая динамика только подтверждает гипотезы о цикличности мировых экономических кризисов. Но тот факт, что деньги в мире есть, остается фактом. Они просто рассредоточились по глубоким карманам и ждут своего звездного часа, когда можно будет заработать быстро и много, поскольку большие деньги, к сожалению, зарабатываются на спекулятивных вещах и перегретом интересе к проектам.

Украина была не в тренде

Если говорить об Украине, то мы не так остро ощутили этот кризис, поскольку у нас появился ряд военно-политических проблем, которые потянули за собой целую вереницу спадов в экономике. Когда в 2013-2014 годах весь мир экономически рос, в Украине началась война, поэтому наступление мирового кризиса весной мы практически не ощутили.

Как кризисные явления в экономике и их цикличность отобразились в каждом из случаев на стартапах?

Скажу так: наконец-то мировые и украинские инвесторы, а главное - интернет-предприниматели поняли, что стартапы и IТ - это такой же бизнес, как закусочные и парикмахерские. И если проект тратит больше, чем зарабатывает, - это уже не бизнес.

Когда потребительский спрос невысок, инвестор смотрит на обертку, которая будет покупаться следующим инвестором. Таким образом вокруг проекта раздувается большой пузырь, который рано или поздно громко лопнет.

Что в моем понимании входит в понятие "пузырь", если мы говорим о стартапах?

1. Сверхбыстрый рост - несмотря на реальную экономику, открываются офисы и дочерние компании в разных частях мира, хотя реально заработанных денег нет. Стартаперы говорят: давайте откроемся, "захватим мир", а потом заработаем, но я уверен, что так не бывает.

2. Не оптимизированный штат - из-за экспансии на новые рынки в компанию нанимают людей, которые реально не нужны. Такие компании очень трудно ужать в случае каких-то сложностей.

3. В стартапе не считают затрат, что влияет на такое понятие, как unit economics. По сути, это совокупный показатель, который определяет, есть ли финансовый смысл в масштабировании проекта и где у проекта точка безубыточности. Потенциальные инвесторы, которые реально понимают состояние дел на рынке, в 2016 году обязательно спросят у стартапера этот показатель. А еще год назад мало кто из инвесторов об этом думал.

4. Цель - не получение операционной прибыли, а захват сегмента: когда все деньги и силы брошены не на прибыль, хотя бы в каком-то обозримом будущем, а на прирост базы, увеличение аудитории без монетизации. Есть проекты, которые, для того чтобы взять один заказ от клиента, теряют на нем деньги. Они считают, что через 3 года этот клиент будет стоить дороже, но не понимают, что могут попросту не дожить до того момента, поскольку деньги у инвесторов имеют свойство заканчиваться.

Прокорми себя сам?

Раньше инвестора можно было заинтересовать красивой презентацией с многообещающими цифрами, наличием офисов компании в других странах, огромным штатом сотрудников или внушительной базой клиентов, получить от него деньги и не думать о том, что будет завтра. Сегодня картина выглядит иначе. Конечно же, если ты Soft Bank либо Black Rock, Tiger или Sequoia, у которых миллиарды под управлением, ты можешь себе позволить такую игру, но если же нет - смотри на реальную экономику проекта и на то, сможет ли проект сам себя прокормить, когда закончатся деньги инвестора.

Читайте также Страна Wi-Fi: где есть беспроводной интернет в Украине

Вот хороший пример изменения поведения инвестора: гигантский сервис Food Panda, работающий в отрасли food delivery, безуспешно пытается продать одну из своих дочерних компаний в Индии хотя бы за $10 млн. Ведь очевидно, что в эту компанию было вложено гораздо больше. Но теперь даже такой сильный игрок сбывает актив, который перестал быть перспективным.

В Украине ситуация с инвестированием в стартапы немного другая. Наше благо в том, что когда пришел мировой кризис, украинский IТ-рынок не был настолько развит, как зарубежный. Как бы цинично ни звучало, но наша военно-политическая ситуация спасла нас, так как наш "пузырь" не раздувался.

На что будут смотреть инвесторы при оценке стартапов в 2016 году в первую очередь? Выделю основные критерии.

1. Экономика проекта, способность зарабатывать и выживать за счет операционной прибыли.

2. Гибкость в оптимизировании проекта - возможность экономить и "жить по средствам", сжаться, если наступят трудные времена.

3. Окупаемость проекта и прибыль на уровне 15-20% годовых.

4. Географическая диверсификация и возможность масштабирования.

5. Конкурентоспособность проекта.

6. Возможность достигать и удерживать KPI, согласованные самим инвестором.

Это касается компаний в отрасли e-commerce, food delivery.

Если говорить о технологических компаниях, то стартаперы должны понимать: получить инвесторские деньги можно лишь в том случае, если их технология "ляжет" на экономику предприятия, которое будет ее покупать. Инвестор будет смотреть, сколько эта технология принесет ему денег или сколько сэкономит, а не на то, что она мегаинтересная и перспективная.

Сегодня инвесторы утратили возможность зарабатывать на спекуляциях. Поэтому если проект не способен реально зарабатывать, инвестор не будет в нем участвовать. 

Владимир Кривко, управляющий партнер инвестиционной компании Chernovetskyi Investment Group