Украинские политики и чиновники, владеющие офшорными компаниями, продолжают пополнять список персон с подпорченной репутацией. В случае с политиками чаще всего речь идет об их моральной ответственности перед избирателями, которые беднеют и платят налоги в Украине.  А почему офшорными юрисдикциями пользуется бизнес и всегда ли уход предпринимателей в офшоры - это плохо?  Андрей Серветник доступно напоминает о сути дела и системных причинах скандалов, подобных Панамаликс

В последнее время тема офшоров не сходит со страниц медиа. Панамский скандал не успел утихнуть, как украинский политикум уже отреагировал - в частности, появлением двух антиофшорных законопроектов. Затем отреагировал и президент, поручив начать новый этап борьбы с уклонением от налогов через модернизацию украинского законодательства. Экспертное сообщество в эти дни обсуждает, нужно ли имплементировать в Украине правила BEPS и как это лекарство исцелит страну от офшорного недуга.

Поскольку тема является горячей, а уровень знаний в обществе не всегда достаточен, попробуем очертить суть проблем, вставших перед Украиной.

Во-первых, не каждый нерезидент является офшором. Офшор или налоговая гавань - страна, в которой нет налогов или они являются минимальными. Как правило, свободны от налогов международные операции. Кроме того, исторически офшорные территории славились высоким уровнем защиты информации о собственниках бизнеса и банковской тайной.

Вопреки стереотипам, Кипр не является офшором. Когда-то эта страна была налоговой гаванью, но теперь она - респектабельный член Евросоюза, пускай и с давней "офшорной репутацией".

Читайте также НБУ, АМКУ и налоговики договорились о деофшоризации

Во-вторых, не всегда нулевой налог - признак офшора.В цивилизованных странах бывают случаи, когда доход компании не облагается налогом. Например, одной из общепринятых практик является освобождение от налога дивидендов, полученных холдинговой компанией, или доходов от продажи бизнеса (так называемые правила participation exemption).

Почему вообще существуют офшоры? Потому что существует понятие налогового суверенитета. Каждая страна вправе устанавливать свой уровень налогообложения в зависимости от общественного договора внутри юрисдикции. Там, где люди доверяют власти, налоги высокие. Там, где не доверяют, - традиционно более низкие.

Каждая страна вправе устанавливать свой уровень налогообложения в зависимости от "общественного договора" внутри юрисдикции. Там, где люди доверяют власти, налоги высокие. Там, где не доверяют, - традиционно более низкие.

А маленькие государства с небольшим объемом собственно национальной экономики, создающие на мировых рынках минимум добавленной стоимости, идут и того дальше: доводят уровень налогов до нуля, привлекая таким образом капитал крупных компаний и состоятельных физических лиц, превращая свои страны в финансовые и деловые центры и обеспечивая таким образом работой своих граждан.

Нормально ли это? С точки зрения международного права - да. Налоговая конкуренция между странами существовала всегда. В то же время, с точки зрения развитых государств, перенос доходов и капиталов в офшоры из тех стран, где они генерируются, является несправедливым и нечестным по отношению к налогоплательщикам.

При этом в большинстве стран мира - отложим в сторону Украину и явные диктатуры - действуют основополагающие экономические свободы: каждый вправе создать бизнес там, где он хочет.

Читайте также Офшорный скандал: выводы для бизнеса

Зачем украинскому бизнесмену офшор?

Для начала стоит уточнить: украинскому бизнесмену иногда может понадобиться иностранная компания. Не всегда и необязательно офшорная.

Цели и задачи могут быть самыми разными. Как законными, так и не очень.

Вот, например, при создании "полезных офшоров" руководствуются следующими мотивами. 

Защитим активы. Украина славится не самым удобным и совершенным корпоративным законодательством. Еще не отошла в прошлое практика рейдерства, в том числе и с участием правоохранителей. Уровень доверия граждан к налоговым органам и судебной власти близок к нулю (во многом - вполне заслуженно).

Бизнес хочет простых и понятных законов и честного суда. И находит в зарубежных юрисдикциях. При этом очевидно, что изменить данную тенденцию за один день невозможно. Только длительный и неизменный рост Украины в мировых инвестиционных рейтингах способен будет в перспективе оказать положительное влияние.

А на сегодня наличие в структуре иностранной компании - еще один элемент защиты бизнеса через механизмы защиты иностранного инвестора и международные соглашения Украины.

Бизнес хочет простых и понятных законов и честного суда.
Хотим удобно структурировать бизнес. Многие бизнесмены хотят заключить с партнерами акционерные договоры, причем на основании английского права. Выпустить для инвесторов акции разных классов. Выйти на Лондонскую фондовую биржу и разместить там акции или еврооблигации (увы, но обычное украинское юрлицо туда так просто не пустят). Взять кредит у иностранного финансиста, заложив (опять-таки по правилам цивилизованной страны) акции в дочерних компаниях. Мигрировать компанию из одной страны в другую, если нужно - это можно сделать в странах ЕС.

Инвестор иначе не воспринимает. В качестве продолжения предыдущего пункта отметим: инвестору всегда легче и удобнее войти в общий бизнес с вами по законодательству Люксембурга, Нидерландов, Кипра или Австрии. Даже БВО или Джерси - но не Украины.

Читайте также Порошенко обещает деофшоризацию бизнеса

Валютное регулирование - бич нашей экономики. Вернемся к фундаментальным свободам бизнеса. Компания должна иметь возможность получать и давать кредиты в любом банке любой страны, хранить средства в любом банке и инвестировать в любые цивилизованные финансовые инструменты. Валютная выручка не должна подлежать обязательной конвертации в национальную валюту. Не должно быть запретов на выплату дивидендов за рубеж, ограничений на покупку валюты для операций с нерезидентами и т.д.

Валютная выручка не должна подлежать обязательной конвертации в национальную валюту. Не должно быть запретов на выплату дивидендов за рубеж, ограничений на покупку валюты для операций с нерезидентами

Налоги - как же без них. Разумеется, каждый хочет сэкономить на налогах. Тем более, что, как мы уже говорили, иногда есть возможность не платить налогов даже в странах, имидж которых далек от "офшорного".

Что делать бедному студенту? Украина сегодня - страна стартапов. Для молодого начинающего бизнесмена перечисленные выше пункты 1-5 могут быть критичными, чтобы создать свой первый проект не в Украине, а в более цивилизованной стране. Даже если она офшорная.

Хочу защитить семью. Иногда нерезидентная структура в форме, которую не предусматривают законы Украины (например, траста или частного фонда), может помочь в планировании защиты семьи и наследников.

Читайте также Ничего личного. Как Панамский архив повлияет на рейтинг Порошенко

"Плохие офшоры" возникают исходя из несколько уголовно-меркантильных соображений.

Коррупционеры. Зачастую компании в налоговых гаванях нужны коррумпированным государственным служащим, которые прячут на офшорных счетах украденные из госбюджета средства, а также деньги, полученные от коррупционной деятельности (взятки). Существовавший долгое время режим конфиденциальности позволял надежно скрывать бенефициаров.

Другой преступный мир. Офшоры всегда были местом концентрации средств от незаконного бизнеса (торговля оружием, наркотиками и др.) для целей отмывания и перевода в легальную экономику.

Уклонение от уплаты налогов. В отличие от налогового планирования ("хочу платить минимум налогов законными способами"), уклонением считаются агрессивные схемы, противоречащие букве или духу закона - от использования прорех в праве до открытого налогового мошенничества.

Читайте также Пять офшорных приемов: ликбез для юристов Порошенко

Нужна ли деофшоризация?

Налоговые гавани - объективная реальность мировой экономики, бороться против которой так же сложно, как и против явлений природы. Сложно, но можно. И развитые страны делают это в борьбе против оттока капиталов.

В свою очередь, Украине, скорее, нужно сражаться за приток в страну средств инвесторов. Единственный путь к этому - повышение уровня привлекательности страны для инвесторов. А значит - решение тех проблем, которые гонят украинского предпринимателя в офшор (см. выше).

В связи с этим законопроекты 3480 и 3481 вряд ли станут хорошим лекарством. Фактически перечеркивая возможность хозяйственных операций с большим количеством юрисдикций и давая неограниченные права контролирующим органам, вводя новый налог ("офшорне мито"), его авторы рискуют окончательно маргинализировать украинскую экономику. Вся идеология данных законов противоречит идеям дерегуляции и либерализации экономики.

А что взамен? BEPS и максимум прозрачности! Разумным способом защиты экономических интересов Украины может быть налоговая реформа, основанная на цивилизованных подходах и стандартах. В частности - привнесение в Налоговый кодекс идеологии, лежащей в основе плана действий BEPS, который сейчас - полностью или частично - хотят имплементировать многие страны мира.

Разумным способом защиты экономических интересов Украины может быть налоговая реформа, основанная на цивилизованных подходах и стандартах.

В частности, речь идет об усовершенствовании контроля над трансфертным ценообразованием. Крупные группы компаний должны будут отчитываться о прибылях по всем юрисдикциям, - и для всех будет очевидно, где именно они оставляют прибыль.

Также прогрессивным шагом будет усиленный контроль за применением налоговых конвенций. В идеале он должен сильно усложнить перевод прибыли на компанию, у которой нет экономической сущности (substance) и которая создана только для налоговых льгот.

Важно добиться полноценного обмена налоговой информацией с развитыми странами - это облегчит борьбу против агрессивного уклонения от налогов.

Также для Украины имеет смысл скопировать Четвертую Директиву ЕС по борьбе с отмыванием денег - и ввести идентичные европейским требования по раскрытию бенефициарных собственников компаний.

Читайте также Бывший бизнес-партнер Порошенко отреагировал на офшорный скандал

В качестве эпилога

Любое усиление налоговой нагрузки в условиях современной Украины должно компенсироваться для бизнеса новыми возможностями и льготами, новыми правами и средствами самозащиты.

Первым шагом Украины в сторону деофшоризации должна стать отмена валютного регулирования. Свобода движения средств даст возможность отказаться от альтернатив в виде иностранных компаний.

Первым шагом Украины в сторону деофшоризации должна стать отмена валютного регулирования. Свобода движения средств даст возможность отказаться от альтернатив в виде иностранных компаний.

Придание человеческого лица фискальным органам, а также судебная реформа - два фундаментальных требования бизнеса к власти. Если они будут выполнены, то, вполне возможно, Украина сделает шаг в сторону нового, цивилизованного общественного договора, по которому бизнес и граждане будут готовы платить больше налогов, поскольку власть начинает пользоваться каким-никаким, но доверием.

И наоборот, одно лишь ужесточение налогообложения (особенно в случае введения для физических лиц правил контролируемых иностранных компаний - так называемых правил КИК) может привести к неожиданному эффекту. Если ранее за границу бежал бизнес путем создания компаний-нерезидентов, то теперь может начаться уже миграция бизнесменов. А этого наша страна позволить себе не может.

Автор - партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник