Торговля на баррикадах: как работают ритейлеры на Донбассе
Несмотря на все сложности ведения бизнеса фактически в охваченном войной регионе, многие предприниматели продолжают работу на свой страх и риск. И даже угроза мародерства сторонников "Донецкой народной республики" не заставила их закрыть магазины. Но о прибыли и успешном развитии в таких условиях остается только мечтать. На прошедшей в Киеве конференции Fashion Retail, организованной Retail Community, корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ удалось узнать об особенностях работы одежных магазинов в условиях военного времени из первых рук.
"Мы сейчас больше не работаем, а выживаем, - жалуется соучредитель магазина, продающего одежду собственного производства в донецком ТЦ "Караван" Ольга Дорофеева. - Приходится резко сокращать расходы, искать возможности сэкономить". Основная проблема, по словам бизнес-леди, - изменение динамики продаж: вместо ожидаемого увеличения количества покупателей их стало меньше.
"В наших магазинах в Харькове продажи упали на 30-35%, - отмечает country manager компании Triumph Ukraine Юрий Гош. - Раньше приезжало много россиян, но после ситуации с Крымом и начала столкновений на Юго-Востоке они боятся пересекать границу". В Луганске магазин Triumph находится буквально в двух шагах от баррикады сепаратистов, но, как утверждает Юрий Гош, сотрудники торговой точки по возможности стараются открывать магазин. О стабильной торговле речь, разумеется, не идет, отмечает он.
Заметно сократились продажи и в донецких магазинах BNS Group (ТМ Calvin Klein, Michael Kors, Topshop). "В среднем по сравнению с нашими ожиданиями нам удалось продать на 40-60% меньше товара, - сообщает директор сети Вита Войнилович. - Сказалась и девальвация, к примеру, если для Calvin Klein мы успели закупить коллекции по старому курсу, то одежда для самых дешевых наших магазинов - Topshop - уже обошлась дороже и мы вынуждены были поднять цены". Другие операторы также стараются всеми силами сдерживать рост цен, даже за счет сокращения собственной маржи. Ольга Дорофеева уточняет, что при пошиве одежды они стали использовать меньше импортных комплектующих, хотя без некоторого количество зарубежных деталей обойтись все равно не удается.
Чтобы удержаться на плаву, ритейлеры стараются максимально сократить свои расходы. Triumph Ukraine, по словам Гоша, приоритетом определила сокращение эксплуатационных расходов, в том числе ведет переговоры с собственниками помещения об уменьшении арендных ставок.
Координатор PR-проектов донецкой сети Domino Group Анастасия Примаченко рассказывает, что для привлечения клиентов в магазины они постоянно проводят акции и увеселительные мероприятия. "Конечно, продажи сильно просели, поэтому думаем, как завлечь покупателей, - делится Примаченко. - Как оказалось, в нынешней напряженной ситуации людям все равно хочется отвлечься, расслабиться, они с удовольствием принимают участие в развлекательных акциях".
При этом ни один из опрошенных ритейлеров не намерен закрывать свои магазины в проблемных областях. "Пока что намерены продолжать работу, но в нынешней ситуации прогнозировать что-либо очень проблематично", - сетует Войнилович из BNS Group. Схожей позиции придерживается и Гош из Triumph Ukraine: "Будем мониторить ситуацию, иногда, если точка не приносит прибыли, а лишь убытки, проще ее закрыть. Образно говоря, ампутировать больную руку. Но надеемся, что до этого не дойдет".
Работать до последнего настроены и местные сети. Примаченко и Дорофеева указывают, что если всеукраинские компании могут относительно безболезненно пережить потерю магазинов в Луганске и Донецке, то локальным игрокам не позавидуешь - закрытие торговых точек в восточных областях означает фактически их банкротство. "Будем стараться работать, несмотря ни на что, и надеяться, что беспорядки скоро закончатся", - резюмируют ритейлеры.