"Владимир, помогите нам вернуться". Четыре истории украинцев, которые застряли за границей
Фото - pixabay

Коронавирус отправил мир на карантин. Тысячи украинских туристов, спланировавших отпуск на первый месяц весны, экстренно вернулись домой. Кто чартерами, кто регулярными рейсами, кто так называемыми эвакуационными рейсами, организованными МИД. Правда, удовольствие не бесплатное - в бюджете денег нет.

23 марта МИД в очередной раз призвал всех украинцев вернуться в течение следующих пяти дней - до 28 марта. "Все больше стран вводят более строгие карантинные меры, это сделает полностью невозможными любые пассажирские рейсы на неопределенный срок", - обратился к украинцам МИД.

До этой даты чиновники обещают разрешить полеты двум украинским авиакомпаниям - SkyUp и МАУ.

Такую возможность используют не все. Одни - не могут, спецрейсов, к примеру, в Южную Америку нет. Другие - ждут возможности улететь без доплат. LIGA.net связалась с украинцами, которые до сих пор остаются за границей. География - Европа, Азия, Южная Америка. Вот их истории.

Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное

Психолог Татьяна Абоалела задержалась в Перу

Фото - Facebook.com/kovaltata

С 4 по 15 марта я проводила здесь, в Лиме, психологический тренинг. Наша группа состоит из девяти женщин. Шестеро из Днепра, одна из Черкасс и две киевлянки. 16 марта мы должны были вылететь в Мадрид, а оттуда - в Киев. Но покинуть Лиму нам не удалось. Рейс 16 марта отменили, и мы вынужденно остались в Перу.

Должны были вылететь в 11:25 рейсом Лима-Мадрид, а оттуда 17 марта в 13:25 Мадрид-Киев. Предварительно прошли регистрацию, получили посадочные билет в электронном виде. Из-за информации о возможном закрытии аэропорта в Лиме, мониторили и проверяли свои рейсы, звонили в компанию, в которой приобретались билеты и даже искали варианты возможного вылета раньше.

В компании Kiwi, где были куплеты билеты, попросили не паниковать и заверили, что рейсы состоятся. На онлайн-табло оба рейса анонсировали.

Новости говорили о том, что аэропорт Мадрида примет иностранцев, следующих транзитом. Информация несколько раз менялась, и мы на всякий случай искали разные варианты, чтобы быстро среагировать и вернуться домой.

Оказалось, что стоимость альтернативных вариантов перелета - от 180 000 грн до 627 000 грн за билет в одну сторону на одного человека. И это с 4-5 пересадками. Был вариант с 3 пересадками через США с долгой и самостоятельной стыковкой, сменой аэропорта - невыполнимая задача для людей без американских виз.

Все варианты отбросили, отложили переживания и утром из отеля с запасом направились в аэропорт. В 5:30 утра наш рейс был в спике по графику и без опозданий. По прибытию в аэропорт в 8 утра, мы увидели, что рейс отменен.

Мы мониторили и Мадрид. Компания МАУ нам выдала онлайн-билеты с QR-кодом. Но! По прибытию в аэропорт мы обнаружили, что рейс из Мадрида в Киев тоже отмене. В аэропорту пришли в офис Air Europe (рейс Лима -Мадрид), он оказался закрыт. Собственно, закрыт их офис и в центре Лимы по сей день.

Мы писали во все посольства: Украины в Перу, Украины в Испании, лично послу и консулу. Нам дали телефон консула, с которым я на связи и сейчас. Но ответ дипломата был неутешительным: финансирования у Украины нет. Проживание и питание в чужой стране посоветовали искать и оплачивать самостоятельно. Консул сообщил, что пока не сосчитают всех украинцев в Перу, а то и в Южной Америке, нас вряд ли вывезут.

Воздушное пространство Южной Америки закрыто. Попасть в Европу на эвакуацию даже за свои деньги мы не можем. И никаких четких прогнозов у консула нет. Он предполагает, что когда-нибудь прилетит чартер и эвакуирует нас. И не бесплатно, а со скидкой.

Наши финансы уже почти закончились перед вылетом 16 марта. Отель пошел на огромные уступки, сделав 50% скидки от стоимости на завтраках и разрешил готовить обеды и ужины. Кафе закрыты, питаться нечем. Мы искали вариант аренды квартиры, но они тут дороже, чем нынешний отель, и вмещают 3-4 человека, не более.

Сейчас в Лиме строгий карантин, комендантский час и военный режим. В магазин ходим раз в день не более двух человек, только по крайней необходимости. Прогнозов, новостей и достоверной информации о гражданах Украины здесь, в Перу, у нас нет. Консул сказал, что в Лиме около 50 украинцев.

Мы здоровы, чувствием себя хорошо. Соблюдаем все необходимые меры и не молчим. Зарегистрировались в системе ДРУГ, но ответа нет. Активность в соцсетях поспособствовала тому, что в пятницу к нам приехал посол Украины в Перу Игорь Тумасов . По его словам, нас собираются отправить одним из рейсов авиакомпании LOT, а оттуда транзитом в Киев. Польских граждан здесь немного, можно сформировать один-два самолёта. Но пока польская сторона с перуанской не договорились, рейс не сформирован, разрешение на открытие воздушного пространства для польского самолета со стороны Лимы не дают.

Нас могли и хотели забрать спецрейсы из Франции. 21 марта был один рейс, но граждан Франции было много, нас не взяли.

Прогнозов о нашем возвращении нет. Никаких. Просим посодействовать вас, Владимир [Зеленский], и помочь нам вернуться в Украину в ближайшем будущем.

Присоединяйтесь к Instagram Liga.net - здесь только то, о чем вы не можете не знать

Редактор Наталья Граб с семьей застряла в Алжире

Фото - Наталья Граб

Мы с мужем и полуторагодовалой дочкой прилетели в ​​Алжир в ночь на 12 марта, просто в отпуск, навестить родственников и показать внучку бабушке с дедушкой. Обратный вылет был запланирован на 27 марта. Когда вечером 13 марта Владимир Зеленский объявил о возвращении за три дня, перед закрытием украинского неба, быстренько связалась с нашим консулом, зарегистрировалась в системе ДРУГ.

В то же время из Украины друзья и родные пытались дозвониться в Lufthansa, чтоб изменить дату вылета домой, но сделать это так и не смогли. То линии перегружены, то просто вызов обрывался, на том конце провода никто не отвечал. Утром, 14 марта, дозвонились в местное алжирское представительство авиакомпании. Мы объяснили, что просим найти хотя бы один билет, потому что с нами маленький ребенок. Перевозчик лишь развел руками - все рейсы буди заполнены. Тогда мы обратились в местное агентство, чтобы купить билеты другой авиакомпании. Но их либо не было, либо были безумно дорогие варианты с длительными пересадками, которые нам с ребенком не подходили.

Важно отметить: консул всегда был на связи, держал контакт через соцсети, и вот сейчас пытается найти для нас вариант, как же вернуться домой.

Сначала дипломат сообщил мне, что в системе ДРУГ зарегистрировалось четверо украинцев, а через три дня нас уже было 17. С визой у нас проблем нет - мы могли бы переждать карантин и здесь, знать бы, что он не затянется надолго. Но дочери необходимо до середины апреля сдать важные анализы, поэтому всеми силами ищем варианты возвращения домой, в Украину.

Консул очень надеется на вариант возвращения коммерческим польским самолетом, который будет забирать своих из Алжира. Если удастся договориться на всех уровнях, может быть, в пятницу улетим, купив новый билет. Хоть какая-то надежда.

В Алжире, в столице, действует комендантский час. Один город Блида, где больше всего случаев болезни (140 из 264 на данный момент), закрыли. Закрыты магазины и кафе, в мечети тоже запретили ходить, людей на улицах мало, но паники относительно продуктов нет. В целом все как в Украине - в аптеках масок и спирта не найти.

Подписывайтесь на рассылки Liga.net - только главное в вашей почте

Преподаватель английского языка Олег Папушенко застрял на Шри-Ланке

Я прилетел на Шри-Ланку 11 марта. Окончание своего отпуска, на который копил полгода и искал максимально дешевые билеты, я планировал 31 марта. Вмешались обстоятельства - коронавирус и карантин могли бы сократить долгожданный отдых вдвое, если бы эвакуировали украинцев так, как обещал президент Зеленский - бесплатно. Но вояж наоборот пришлось продлить почти на две недели - авиаперевозчик перенес дату вылета нашего рейса на 16 апреля.

Как только стало понятно, что границы закрывают, отменяется авиасообщение, мы, как и рекомендовал МИД, зарегистрировались в системе ДРУГ, сообщив посольству Индии о своем пребывании на Шри-Ланке. Ничего, кроме подтверждения регистрации, от дипломатов не последовало.

Скриншот Олега Папушенко

Позднее из сообщения МИДа стало понятно, что для вывоза украинцев с курорта прибудут несколько бортов. Как оказалось, это коммерческие рейсы украинских авиакомпаний SkyUp и МАУ, за билеты которых нам предложили заплатить по $500. Но ведь перелет уже оплачен! Да и денег нет - в связи с коронавирусом я потерял всех учеников, а это был основной заработок.

Теперь единственный шанс для нас вернуться до - это рейс Airarabia на 16.04. Если карантин и закрытое небо продолжат, то и этот шанс исчезнет. А еще страховку нужно продлить.

Как мы тут живем? Интересно! Застрявших тут украинцев несколько сотен. Всем иностранцам тут автоматически продлили визу до 12 апреля. И за это все равно нужно заплатить $40 в аэропорту при вылете.

С 20 марта введен комендантский час. С 18:00 запрещено передвигаться по городу, о нарушителях докладывают в полицию местные жители. Наши соседи из Франции за то, что выехали в город, получили замечание полиции и их едва не выселили из апартаментов. А это в дальнейшем может отразиться на визовой истории для туристов. Местных жителей за нарушение режима сразу арестовывают.

Дефицита продуктов в Шри-Ланке нет: в магазинах есть все необходимое. Правда, успеть скупиться нужно в понедельник в определенные часы, когда магазины открыты. Войти в магазин можно только в маске, очереди огромные.

Но с едой тут  все просто: иногда можно залезть на дерево, сбить огромный фрукт и поужинать. С голоду умереть очень сложно.

Еще одна сложность - заведения общественного питания не работают, поэтому нужно искать жилье с кухней. Во многих гест-хаусах отменяют завтраки, которые изначально были включены.

При этом автобусное и железнодорожное сообщение закрыто, до аэропорта можно доехать только на такси при условии, что у вас есть билет на рейс - это единственный пропуск.

Читайте также: Коронавирус. Как туристам вернуть деньги за билеты, туры и брони в отелях

Предприниматель Виталий Максимов, вынуждено продлил свой отпуск на Кипре

Фото - Fecebook Виталия Максимова

Мы прилетели 12  марта, на 17 число были обратные билеты, но рейсы в Киев на 17,18 и 19 число отменили. Пришлось перебронировать билеты на 4 апреля - ориентировочную дату окончания карантина.

Неожиданно украинские авиаперевозчики объявили, что готовы эвакуировать украинцев с острова. Тогда, судя по количеству е-мейлов в рассылке посольства, на острове насчитывалось около полутысячи украинцев. Большая часть из них улетела так называемыми эвакуационными рейсами. Правда, цена билета оказалась в разы выше - 189 евро с человека вместо 50 евро, которые за обратный билет платили мы.

Сейчас, по данным украинского посольства, на Кипре осталось 92 украинца, для которых обещали организовать рейс 20 марта. Но авиакомпания сообщила, что рейса не будет, если не соберется группа из 90 пассажиров. Анонсированный эвакуационный рейс авиакомпании МАУ так и не прилетел. А тут много таких украинцев, у которых просто не было денег, чтобы добраться домой последними рейсами за свой счет.

Следующая попытка "эвакуации" будет завтра - SkyUp, МАУ уже никто покупать не хочет. Только этот борт будет лететь из Тель-Авива, и доукомплектовываться тут.

Мы общались с россиянами - их Аэрофлот эвакуирует бесплатно при наличии билета на более поздний рейс. Также наблюдаем, как несколько раз в день летают борты Lufthansa. Я общался с министром инфраструктуры Криклием, так он намекнул, что тех, у кого не будет денег на эвакуацию коммерческими рейсами, будут вывозить за счет бюджета.

Скриншот Виталия Максимова

Мы не планировали лететь эвакуационными рейсами - решили, что дешевле перекантоваться до 4 апреля тут, чем отдать МАУ или SkyUp 400 евро. Цены на жилье очень упали - можно снять вполне приличные апартаменты за 20 евро в сутки.

Всем по умолчанию возможный срок пребывания на острове продлили на три месяца.

Многих выселяют из отелей, поскольку их тур закончился. На острове организовали три отеля, в которых киприоты селят и кормят украинцев бесплатно. Но только до 28 марта. Далее им придется искать жилье за свой счет.

Что касается обстановки на острове, то все заведения общественного питания и заправки закрыты, работают лишь аптеки - и то через окошко, и супермаркеты, для входа в которые нужно продезинфициовать руки, надеть перчатки и маску.

Но с 18:00 24 марта  вступают в силу новые правила карантина - более жесткие. Среди них, например, ограничение собраний более 10 человек, выгуливать животных или заниматься спортом могут компании не более чем из 2 людей, закрыты большинство парков, пляжей, а выходить из дома можно только с документом, удостоверяющим личность.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф 150 евро.