Зачем Астарта покупает сахарный завод у Кернела
Виктор Иванчик, основатель Астарты, и Андрей Веревский, основатель Кернел Груп

Несмотря на стагнацию отрасли, Астарта (подконтролен Виктору Иванчику) продолжает инвестировать в производство сахара. По данным источников, компания уже договорилась о покупке завода у агрохолдинга Кернел (подконтролен Андрею Веревскому). Аналитики считают, что стратегия "покупать на падающем рынке" может стать для Астарты выигрышной.

Завод недорого

О том, что крупнейший производитель сахара в Украине - агропромышленный холдинг Астарта ведет сегодня переговоры с руководством Кернел о приобретении Оржицкого сахарного завода, рассказали ЛІГАБізнесІнформ на правах анонимности в одной из инвесткомпаний. В пресс-службе Кернела, как и в пресс-службе Астарты, факт ведения переговоров не подтвердили, но и не опровергли. 

Оржицкий завод может стать вторым сахарным активом, который продаст Кернел после того, как Андрей Веревский еще в 2012 году решил выйти из сахарного бизнеса. Напомним, сделка по продаже Чертковского сахарного завода польской "дочке" немецкой компании Pfeifer & Langen (владеет Радехивским сахарным заводом) была закрыта в конце мая 2013 года. Совместно с долей в местной трейдинговой сахарной компании, завод был куплен поляками за $32,5 млн.
Судя по тому, что Кернел продал Чертковский сахарный завод без земли, Оржицкий завод будет также продан без участка. В таком случае его стоимость может быть относительно низкой - порядка $7 млн.

Из семи сахарных заводов Укрроса, которые в 2011 году приобрел Кернел, Оржицкий и Чертковский заводы являются самыми эффективными предприятиями, рассказала старший аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. В частности, мощности по переработке Оржицкого завода составляют 6 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки, а Чертковского - 7 тыс. тонн. Оржицкий завод находится в хорошем состоянии и был модернизирован еще до того, как Сахарный Союз Укррос приобрел его в 2008 году, совместно с землей площадью в 20 тыс. га, примерно за $15 млн.

Судя по тому, что Кернел продал Чертковский сахарный завод без земли, скорее всего, Оржицкий завод будет также продан без участка, полагает Тамара Левченко. По ее словам, стоимость завода без сельхозземли может быть относительно низкой - порядка $7 млн.

Несладкий бизнес

Сахарный бизнес уже второй подряд маркетинговый год не приносит прибыль производителям. Если в прошлом году рентабельность производства была на гране нуля, то в новом сезоне, который закончится 31 августа, она будет отрицательной у всех, за исключением нескольких игроков. "На старых неэффективных заводах рентабельность (в 2011/12 МГ, - ред.) была "в минус". На некоторых операционная прибыль показывала символический плюс - 10-13%. Однако если посчитать обслуживание кредитов, администрирование, налоги, начисления на зарплату и т.д., то было около нуля", - говорит директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка.

Что касается Астарты, то в 2012 году чистая прибыль компании сократилась в 2,1 раза, до 466,4 млн.грн. по сравнению с 976,1 млн. грн. годом ранее. Вместе с тем, консолидированная выручка выросла на 9,2%, до 3,7 млрд.грн. Почему же Астарта, несмотря на убытки в сахарном сегменте и настойчивое желание многих игроков как можно скорее выйти из уже "несладкого" бизнеса, все равно покупает новые активы?

По убеждению основателя и совладельца компании Виктора Иванчика, цикл падения рынка (который продолжается уже два года) обязательно сменится циклом роста, который попросту нужно дождаться. "Мало кто может так долго терпеть убытки. В сахарном бизнесе мы ориентируемся не на краткосрочные или среднесрочные результаты. Астарта - бегун на длинную дистанцию", - отметил Виктор Иванчик в майском интервью изданию Forbes.

Астарта хеджирует риски за счет зерновых и молока, поэтому эта часть бизнеса позволяет ей не показывать убытки. За счет экспорта зерновых и хорошего спроса на молоко, дела у компании идут довольно неплохо

В целом убытки Астарты в сахарном сегменте нивелируются прибылями в других бизнес-сегментах, говорят эксперты. "Астарта хеджирует риски за счет зерновых и молока, поэтому эта часть бизнеса позволяет ей не показывать убытки, - говорит Тамара Левченко. - За счет экспорта зерновых и хорошего спроса на молоко (Астарта - крупнейший в Украине промышленный производитель молока, - ред.), дела у компании идут довольно неплохо".

У Астарты затраты на производство сахара резко выросли, а операционная прибыль сильно упала, отметил один из инвестиционных банкиров, пожелавший остаться неназванным. "Если бы у них не было побочных бизнесов (производство мяса, молока, зерновых и масличных культур), за счет которых растет cash-flow (денежный поток, англ.), то они давно уже объявили бы себя банкротами и проводили бы реструктуризацию", - считает собеседник агентства.

Консолидация рынка

Сахарный рынок Украины претерпевает сегодня сильные изменения, подтверждает ведущий аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко, и через 3-5 лет на нем останется 3-4 самых эффективных производителя. Данный путь консолидации будет подобен тому, что было в Польше, где сахарную отрасль представляют 2-3 компании.

Возможная покупка Астартой Оржицкого завода Кернела лишь усилит консолидацию на сахарном рынке, которая наблюдается в последние годы, соглашается аналитик ИК Тройка Диалог Украина Константин Фастовец. После выхода Кернела из сахарного бизнеса, Астарта, купив его часть, сможет увеличить свои прибыли и усилить влияние на рынке.

Также довольно логичным выглядит приобретение завода Астартой на фоне ожидаемого изменения ценовой конъюнктуры на рынке сахара, на которое рассчитывает компания. Цены на сахар в следующем сезоне (начинается с сентября 2013 г.) должны вырасти вследствие гораздо меньшего, чем в предыдущие два сезона, предложения сахара, говорит Фастовец. О возможном росте цен на сладкий песок также заявляют и в ассоциации Укрцукор.

Вместе с тем, можно смело сказать, что Астарте выходить сегодня из сахарного бизнеса слишком поздно; все, что ей остается - расти дальше. В частности, Астарта вынуждена покупать новые активы и инвестировать в проекты, чтобы получать доступные кредиты от инвесторов, добавляют аналитики. В 2012 году компания получила от IFC и ЕБРР кредиты на $40 млн. и $12 млн. соответственно.