Что привело миллионера Бахматова к жизни в витрине магазина
0b3d3410c36c0933b32d2ef54decb37f.jpg

На Крещатике в витрине магазина гаджетов Цитрус уже три недели живет Максим Бахматов. 35-летний мужчина согласился на добровольное 30-ти дневное заточение, чтобы  собрать 1 млн грн на детские кардио-импланты. За 22 дня он собрал более 740 000 гривен, которые помогли спасти 14 детских жизней.  

Бахматов известен почти каждому украинскому телезрителю: Максим "Ледокол" Бахматов - КВНщик, основатель и активный участник украинского Comedy Club. Но у него есть и вторая ипостась - Бахматов довольно успешный предприниматель, создавший с нуля не один бизнес, как в Украине, так и заграницей. ЛІГАБізнесІнформ разобралась, что привело шоумена-бизнесмена в витрину магазина на Крещатике

IT и юмор

В студенческие годы Максим серьезно увлекся КВН - команды Дипкорпус и Аляска, которые он возглавлял, во второй половине 1990-х с завидным постоянством собирала всевозможные награды и титулы. Но денег КВН, тем более украинский, не приносил, поэтому шоумен устроился на работу к первому украинскому GSM-оператору - компании UMC (сегодня МТС-Украина). Где сделал неплохую карьеру, за несколько лет пройдя путь от оператора call-центра до эксперта по развитию дилерской сети.

Бахматов.jpg
Бахматов.jpg

В начале нулевых он успел поработать директором по развитию бизнеса в агентстве Leo Burnett, а также sales-менеджером Samsung по Прибалтике. "Я был единственным украинцем, кого Samsung трижды приглашал на работу. С третьего раза они согласились на все мои условия. Это был день моего 25-летия. Тогда же я решил, что Samsung будет последней компанией, в которой я работаю в качестве наемного служащего", - рассказывает Бахматов.

Два Максима - две стихии

Сказано - сделано. Проработав в Samsung полтора года, в 2005 году, он основывает "айтишную" компанию UkrGerman Enterprise (UGE) в паре с немецким коллегой Эдуардом Зингером, с которым Максим знаком еще со школьной скамьи. Выбор направления Максим считает вполне закономерным - к тому времени был накоплен опыт работы в крупных международных корпорациях, "айтишный" рынок сулил уверенный возврат инвестиций, да и душа лежала к этому направлению. Новый стартап Максима специализируется на оффшорном программировании. Офис разработки сосредоточен в Украине, а немецкий офис отвечает за продажи и маркетинг.

Читайте также: Венчурный инвестор Саша Галицкий: "У украинских стартаперов нет бизнес-чутья"

Спустя 9 лет после старта, UGE из стартапа вырос в крупную компанию, в списке клиентов которого числятся Panasonic, Sanyo, немецкий Commerzbank и множество других крупных брендов. Летом 2014 года UGE привлекла внимание одной из крупнейших украинских софтверных компаний - SoftServe. В настоящий момент сделка по слиянию UGE и SoftServe находится в процессе завершения, закрытие намечено на марте 2015 года. Эта сделка попала в список крупнейших M&A сделок 2014 года на украинском IТ-рынке и была оценена в сумму более чем $2 млн.

Параллельно с развитием UGE, Бахматов возвращается в большой юмор. В 2003 году в России выстрелил новый формат юмористического ТВ-шоу Comedy Club. В феврале 2006 года "Ледокол" Бахматов взялся за развитие проекта Comedy Club в Украине. "Мы договорились с Мартиросяном и Джанибекяном (Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян - основатели и правообладатели российского Comedy Club - ред.) о долевом участии 70/30 в их пользу. С них - минимальная инвестиция, с меня - офис, техника, юрлицо и люди. Денежная часть инвестиции составляла $34 000, - рассказывает Бахматов, - Подготовку мы начали в мае. А 10 июня состоялась первая вечеринка. Через три недели мы уже стали безубыточными, а сентябре вернули все инвестиции. За первый год украинский Comedy Club заработал около $2,3 млн. В украинском шоу-бизнесе так не зарабатывал никто и никогда".

Читайте также: Топ-5 слияний и поглощений на украинском рынке стартапов

Несмотря на финансовый успех у партнеров появлялось все больше противоречий из-за творческих вопросов. В 2007 партнеры решаются на "развод". По словам Бахматова, этот выход из бизнеса был уникальным - раньше в Украине не было прецедентов раздела между партнерами такого специфического актива, как юмористическое ТВ-шоу. Поэтому для его оценки была привлечена компания Ernst&Young, для которой это также была первая работа подобного рода в Украине. Проект был оценен E&Y в $1,5 млн и партнерам удалось мирно разделить компанию.

Часть заработанных на Comedy денег он вложил в создание продакшн-компании Ledokol Bakhmatov Group, которая запомнилась телезрителям по ироническому телешоу "Без Назвы" и проекту "Украинцы Афигенные". В 2009 году проектом заинтересовался крупный бизнесмен пакистанского происхождения - Моххамад Захур, который приобрел 70% компании. В итоге продакшн-компания Бахматова вошла в холдинг Захура под обновленным названием Ledokol Istil и просуществовала в таком виде до 2011 года. По сей день партнеры обладают совместными правами на несколько ТВ-проектов.

Благотворительное застеколье

Во время запуска благотворительного проекта "Частичка сердца" заявки на кастинг в нем подали более 200 человек, в числе которых было много известных бизнесменов, шоуменов, политиков и представителей интеллигенции. Максим уверен, что прошел строгий конкурс благодаря сочетанию своих личных и бизнес-качеств. Ведь, кроме позирования в витрине, в задачу Ледокола входит активный сбор средств для проекта - занятие в котором он неоднократно добивался успеха. "Когда я узнал об акции, сразу понял - чтобы собрать крупную сумму за короткий срок, понадобится очень мощный импульс. Меня выбрали как человека, который в состоянии "потянуть" проект. Хотя на самом деле я здесь занимаюсь тем же, чем занимаюсь всю жизнь - организовываю работу проекта в краткие сроки и с ограниченными возможностями", - поясняет он. 

"Макс участвовал в некоторых проектах, с которыми я работал. По их результатам и по отзывам знаю, что Макс силен в маркетинге и маркетинговых коммуникациях, отличный специалист по развитию бизнеса", - говорит управляющий партнер BVU Group Денис Довгополый.

Креативный сбор средств под руководством Максима не оставляет равнодушными прохожих на Крещатике и посетителей магазина. Но его главная задача - привлечь к акции сильных мира сего, способных пожертвовать крупные суммы. Для этого "Ледокол" задействует все свои связи и бизнес-таланты, придумывая креативные затеи. К примеру, на днях Максим выставил на импровизированный "аукцион" киевского бизнесмена, совладельца ТРЦ Dream Town, Гарика Корогодского. Последний согласился выкрасить волосы в рыжий цвет в обмен на 10 000 грн, которые пойдут в пользу акции. Максим нашел покупателя на оригинальный "лот" - им стал секретарь Киевсовета Алексей Резников. Гарик Корогодский сдержал обещание и похвастался рыжей шевелюрой на Фейсбуке. Еще Максим удачно возобновил знакомство со своей бывшей коллегой по UMC Оксаной Стехиной, которая сейчас возглавляет рекламное агентство Vizeum Ukraine. Так, при поддержке операторов биллбордов, в Киеве появились борды-тизеры в поддержку благотворительной акции.

Сидя
Сидя

Большую часть своего добровольного "заточения" в витрине Ледокол уже пережил. Но о достижении целей говорит пока еще с большой осторожностью. Задача проекта - собрать за месяц 1 млн грн на операции 20 детям с пороком сердца. Часть операций уже проведена - Максим регулярно пишет об этом у себя на Facebook. Но признается при этом, что для успешного завершения реалити-шоу предстоит приложить еще немало энергии и знаний. За оставшееся время предстоит собрать чуть больше 250 000 грн.

После выхода из застеколья, "Ледокол" планирует переквалифицироваться в бизнес-ментора и помогать стартаперам. Под "менторством" Максим подразумевает инвестирование умений, знаний и опыта в обмен на долю в предприятии. Он убежден - толковый бизнес-ментор запросто может рассчитывать на 10% в компании, и для стартапера это будет выгодная сделка, так как опытный партнер сэкономит молодой компании сотни тысяч долларов. К тому же ментор с именем служит гарантией и одновременно рекламой для инвесторов.

Читайте также: IT-инвестор Илья Лаурс: "Задача инвестора - определить симптомы успеха"