Когда мы сможем продлевать жизнь. Прогноз Рэя Курцвейла
Рэй Курцвейл. Фото - пресс-служба YES
Содержание:
  1. Технологиям безразличны катаклизмы
  2. Люди уже могут создать искусственный мозг. Дело за software
  3. Самое мирное время в истории человечества
  4. Долгожители - не за горами
  5. Искусственное + естественное
  6. Блиц-интервьюдля LIGA.net

15-й форум Yalta European Strategy задался целью покрыть максимальное количество аудиторий. Говорили о всяком, но особенно - о наболевшем: войне с Россией и будущих президентских выборах. А вот углы зрения были совершенно разными.

Так, почти в самом начале форума выступил известный футуролог и изобретатель - Рэй Курцвейл. В свои 70 лет он работает в Google, является сооснователем организации Singularity University и уже десятки лет регулярно выдает новые порции технологических прогнозов. В основном они касаются развития искусственного интеллекта и достижения той самой точки сингулярности - момента, когда технический прогресс станет феноменально быстрым и машины научатся сами совершенствовать себя (по мнению Курцвейла, это произойдет в 2045 году). Также изобретатель много внимания уделяет развитию биотехнологий.

Рэй Курцвейл впервые приехал в Украину и поделился с аудиторией своим видением ближайшего будущего с точки зрения технологий.

Редакция выбрала ключевые тезисы из выступления футуролога. Курцвейл заранее отказался от встреч с прессой, но журналисту LIGA.net удалось задать изобретателю несколько вопросов в кулуарах форума

Технологиям безразличны катаклизмы

Каждая информационная технология следует по очень предсказуемой траектории. Эта траектория экспоненциальна - не линейна. А наша интуиция касательно будущего наоборот - линейна, а не экпоненциальна.

Как пример. Когда в проекте генома через 7 лет работы был собран 1% информации о геноме, основные критики назвали это провалом: “7 лет на один процент - значит, весь проект займет 700 лет”. Я же сказал: “Нет, закончен 1% - значит, почти закончен весь проект, потому что до 100% осталось только 7 удвоений”. Проект был закончен через 7 лет.

Наша способность понимать симуляционные данные, чтобы построить модель генома, и, самое главное, изменить устаревшее “программное обеспечение”, которое работает в наших телах, также прогрессирует в экспоненциальном темпе.

Думаю, что сейчас, когда мы получаем клиническое воздействие, эти технологии в тысячи раз более мощны, чем в 2003 году, когда проект генома был завершен. Что сегодня и происходит в клинических применениях, таких как иммунотерапия, перепрограммирующая иммунную систему для лечения рака. В течение следующего десятилетия они наводнят мир.

Я сделаю еще один комментарий, который хорошо иллюстрирует, что я имею в виду. Я собрал динамику стоимости вычислений, начиная от аналитической машины Бэббиджа середины 19 века, заканчивая 1980 годом. Это была идеальная двойная экспонента. И это была очень плавная кривая. По ней не видно никаких свидетельств таких “маленьких” инцидентов, как Первая мировая война, Великая Депрессия, Вторая мировая война, Холодная война или недавняя рецессия.

Так что прогресс проходит через толстое и тонкое, сквозь войну и мир, сквозь всплески и спады.

Люди уже могут создать искусственный мозг. Дело за software

Есть два аспекта - это аппаратное обеспечение и программное обеспечение.

У меня была оценка - 10 в 14-й степени вычислений в секунду, чтобы функционально подражать возможностям человеческого мозга. И мы значительно превзошли эту цифру. Плата TPU от Google насчитывает более 10 в 16-й степени вычислений в секунду. Это более сотни эквивалентов человеческого мозга.

Более важной задачей является программное обеспечение. Мы делаем фантастические игры и решаем некоторые действительно важные проблемы, чтобы машина сумела выполнить тест Тьюринга и достичь уровня человеческого интеллекта. А это - и я здесь очень последователен - произойдет к 2029 году.

Когда мы сможем продлевать жизнь. Прогноз Рэя Курцвейла
Рэй Курцвейл и Стивен Сакур. Фото - пресс-служба YES

Самое мирное время в истории человечества

Военные, безусловно, заинтересованы в искусственном интеллекте. У нас было разумное оружие, которое возвращалось довольно долгое время. С тех пор появилась крылатая ракета, которая может пролететь весь мир и найти нужное окно. Это - как положительное, так и отрицательное явление.

Я уверен, что более мощное оружие может быть более разрушительным. В реальности же война стала менее разрушительной, поскольку она стала более целенаправленной. Вспомните ковровые бомбардировки во Вьетнаме или колоссальные разрушение Второй мировой войны с 60 миллионами погибших в европейском театре военных действий. Сейчас же мы опечалены войнами, которые привели к смерти тысяч людей. Хотя у нас самые мощные технологии и самые мощные военные технологии, это самое мирное время в истории человечества.

Долгожители - не за горами

Cуществует слияние биологии и искусственного интеллекта. Мы на самом деле приближаемся к способности симулировать биологию, о которой вы можете думать, что она бесконечно сложна.

На самом деле это всего лишь 50 миллионов байт сжатой информации в геноме. Это не бесконечно сложно.

Waymo (компания, которая работает над технологией беспилотных автомобилей, начиналась в 2009 году как проект Google - Ред.) смоделировала мир вождения, который, по вашему мнению, бесконечно сложный. Они запускали имитационный автомобиль в миллиардах миль в симуляторе и создали достаточные данные для глубокого обучения, чтобы улучшить свои алгоритмы. Мы будем делать то же самое с биологией.

Я считаю, что мы не за горами - буквально в нескольких десятилетиях - от увеличения продолжительности жизни. Причем не только ожидаемой продолжительности жизни в будущем, но и продления текущей жизни.

Искусственное + естественное

Мы достаточно хорошо понимаем алгоритмы неокортекса (кора головного мозга), с помощью которого мы создаем вещи, игры, технологии и искусство. Эти алгоритмы мы используем в моей команде в Google. Мы можем сделать работу по пониманию языка, которая, согласно Тьюрингу - своего рода окончательный тест на искусственный интеллект.

Одна из программ моей команды - умный ответ - дает вам 3 варианта ответов на ваши электронные письма. Для этого она должна понимать смысл сообщения. Если вы используете Talk to books от Google, вы можете задать приложение вопрос, а программное обеспечение моей команды прочтет 100 000 книг, 600 миллионов предложений, за полсекунды. Это довольно неплохо, у меня, например, прочтение 100 000 книг занимает часы (улыбается). Программа выдаст вам лучшие отрывки, которые отвечают на ваш вопрос, исходя из его значения, а не ключевых слов.

Одна из уникальных возможностей человеческого мозга в том, что мы можем изучать новую область, используя знания из совершенно разных областей, которые освоили.

Это (показывает смартфон) не в моем теле, но я не уезжаю без него очень далеко. И это - "расширитель" мозга. Благодаря ему среднестатистический подросток в Африке имеет доступ ко всем человеческим знаниям в несколько нажатий.

Когда мы сможем продлевать жизнь. Прогноз Рэя Курцвейла
Рэй Курцвейл и Стивен Сакур. Фото - пресс-служба YES

Европейский проект по реверсивному инжинирингу мозга под руководством Генри Маркрама фактически подтвердил тезис, который я озвучивал несколько десятилетий назад, о том, что неокортекс состоит из 300 миллионов модулей. Мы получаем достаточно хорошие модели работы неокортекса, которые улучшаются. Думаю, у нас будут очень точные модели к 2030-м годам.

В конечном итоге мы подражаем общему дизайну человеческого мозга. Но он не будет ограничен 300 миллионами модулей и не будет иметь различных обусловленностей, которые имеет человеческий интеллект.

Блиц-интервьюдля LIGA.net

- Есть мнение, что искусственный интеллект сделает людей менее равными. Одни получат доступ к новым технологиям и улучшениям в жизни, а другие – нет. Что вы думаете по этому поводу?

- Здесь можно провести параллель со смартфонами, которых сейчас 3 миллиарда. 15 лет назад только самые богатые люди имели к ним доступ, и смартфоны нормально не работали. Сейчас они работают хорошо, позволяя выполнять миллионы различных задач в руках половины человечества. Через несколько лет их будет 6 млрд - из-за того что технологии в этой сфере подешевели на 50%.

- Корректно ли говорить, что ваши последние предсказания прямо связаны с вещами, над которыми работает Google?

- Я сотрудничаю с Google в течение 6 лет, а предсказания делаю гораздо дольше – 35 лет (улыбается).

- Какие три технологии изменят нашу жизнь в последующие пять лет так, что мы это ощутим?

- В последующие 5-10 лет взлетят биотехнологии. Это точно трансформирует медицину. Искусственный интеллект достигнет человеческого уровня к 2029 году, я думаю. Это моя оценка.

- В своих интервью вы много рассказываете о биотехе и том, как он будет менять человека. Но готовы ли вы сделать эксперименты на своем теле и мозге?

- Я не делаю ничего радикального. Сейчас нахожусь на стадии bridge 1 (одна из стадий расширения жизненного цикла, которая предусматривает всевозможные действия для того, чтобы оставаться максимально здоровым сегодня). Я принимаю добавки, соблюдаю определенные принципы в питании, делаю упражнения, занимаюсь стресс-менеджментом. Наша цель – это bridge 2, когда биотехнологии развернутся на полную. А потом наступит bridge 3 – нанотехнологии. Моя философия – я буду придерживаться этой программы.

- Задам, возможно, не самый умный вопрос: что всем нам нужно делать, чтобы не превратиться в мир Черного зеркала (Black Mirror - известный сериал, авторы которого показывают, какое негативное влияние могут иметь на людей новые технологии в ближайшем будущем - Ред.)?

- Есть ряд вопросов, на которые мы должны обратить внимание государственных управленцев. Это соблюдение старых принципов, таких как демократия, личные свободы. Также социальное обеспечение здесь играет очень важную роль. И это скорее не технологический вопрос.