Интернет-магазины на Майдане
Среди предпринимателей, выступающих на Майдане против положений недавно принятого Налогового кодекса, представлена и Интернет-торговля. Это неудивительно, ведь разделом IV "Специальные налоговые режимы" Интернет-продавцов исключили из списка компаний, которым разрешено работать на едином налоге. Также, как и Интернет-рекламщиков.
Еще летом эта участь грозила целой IT-отрасли, ведь в проекте кодекса от 15.06.2010 предполагалось, что возможности использовать единый налог лишат: 1) оптовую и розничную торговлю через сеть Интернет; 2) деятельность по предоставлению услуг Интернет-провайдеров; 3) деятельность по доступу в сеть Интернет", а также весьма размытую и неясную в определении "деятельность в сфере информатизации".
Можно считать, что в "осеннем" варианте кодекса украинским разработчикам повезло: "экспорт программного обеспечения и услуг по удаленной поддержке программ и оборудования, разработке, поставкам и обновлениям программного обеспечения, предоставлению услуг в сфере информатизации" в списке "единоналожников" оставили, просто подняв "айтишникам" ставку налога.
А вот Интернет-магазины в "запретном" списке остались.
Суть протеста
Соответствующее положение содержится в доработанном проекте Налогового кодекса, принятом парламентом в целом 18 ноября 2010 года. В разделе XIV "Специальные налоговые режимы" в ст. 291.2.1 указано: "Упрощенная система налогообложения не распространяется на… физических лиц-предпринимателей, которые совершают: …ф) розничную торговлю через сеть Интернет" (согласно редакции, подготовленной ко второму чтению от 15.11.2010).
По данным Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (АУЭЛБУ), около 85% Интернет-магазинов в Украине зарегистрированы как ФОПы (физлица-предприниматели). "Подобные изменения в налоговом законодательстве убийственны для электронной коммерции", – считает адвокат ассоциации Александр Золотухин. "Интернет-магазины фактически выгоняют из законного поля", – добавляет бывший директор "Petrovka.ua" Дмитрий Лаппо.
Но, как отмечают сами участники протестных акций, онлайн-магазины выступают не только против раздела XIV, который задевает непосредственно их интересы. В целом, как представителей украинского бизнеса, их не устраивают те положения, которые устанавливают расширенные права для налоговой администрации, возможности дополнительного контроля и санкций.
Альтернативой исключению из списка "единоналожников", по мнению протестующих, могло бы стать увеличение ставки налога, как это было сделано для IT-аутсорсеров. А XIV раздел в текущей редакции – "фактически, это запрет такой деятельности".
"У нас было четкое и прозрачное предложение: Вы хотите больше денег? Увеличьте налог в разы, но оставьте эту специфичную систему для Интернет-магазинов", – говорит руководитель Интернет-сервисов "ProstoPrint.com", "ProstoBook.com", "Futbolka.ua" Денис Олейников.
При этом, если участники протестных акций и предполагают возможность изменения или отмены некоторых положений кодекса, то точно не редактирование пресловутого списка "единщиков": "По моей информации, для Интернет-магазинов однозначно единый налог собираются отменять, и переводить на общую систему налогообложения, что, в общем-то, неправильно. А вот что касается лимита для единщиков – 300 или 500 тыс.грн. оборота, некоторые другие нормы, которые напрямую противоречат Конституции, возможно, уберут", – говорит руководитель Интернет-магазина "Fisher-price" Анастасия Храброва.
Онлайн-магазины такие "особенные"?
Как подчеркивают сами участники рынка, проблема не в сумме налога, а в специфике торговли через Интернет. Как объясняет Д.Олейников, выступавший на Майдане предпринимателей от имени онлайн-торговли, Интернет-магазины работают на достаточно низкой марже, по оплате при доставке. И есть специфические проблемы, с которыми никогда не сталкиваются те же торговцы на рынках: воровство курьеров, воровство у курьеров, отказ покупателей от завершения сделки в момент доставки товара и т.д. "Это приведет к тому, что если раньше у курьеров забирали ноутбуки, то теперь у них будут забирать ноутбуки и кассовые аппараты", – считает Д.Олейников.
"Вы знаете эту инициативу, что кассовый аппарат налоговая хочет оборудовать контактом с налоговым сервером и раз в 10 минут передавать информацию? Вот вы выдали чек, отдали человеку, он приехал, а по адресу никого нет. Вы вернулись с чеком, а информация уже пошла на налоговый сервер… Если будет действовать такая схема работы с кассовыми аппаратами, выручка магазинов по данным налоговой будет намного больше фактический – ведь в некоторых магазинах процент отказа от покупки достигает 20%. Кроме того, вы же понимаете, что в этом случае возможны просто конкурентные диверсии", – иллюстрирует Д.Олейников опасения Интернет-предпринимателей.
Значительную разницу в логистике обычной и Интернет-розницы подчеркивает и Д.Лаппо: "В обычном розничном магазине логистические операции по продаже – сдал товар, получи деньги. А здесь: выдал товар курьеру, курьер побежал, вернулся с деньгами, а может, и не вернулся, пропал куда-то. В онлайн-магазинах своя отчетность для этого существует. Если к ней еще "прикрутить" официальную, с кассовыми аппаратами… Посмотрим на ту же Россию. Там Интернет-магазин приносит покупателю товар с чеком. Чек сегодняшним числом, но не секунда в секунду (и это по закону) – при этом чеки могут быть выданы курьеру перед маршрутом. И он не бегает с кассовым аппаратом. Вы же подумайте, кассовый аппарат – недешевая штука, а курьер может банально потерять, украсть его, это все риски доставок".
Как считает эксперт, в этом случае "официальная" выручка магазинов будет в разы меньше, а владельцы Интернет-магазинов могут просто придумать схемы, как это обойти: "Оперировать несколькими аппаратами, и переносить информацию из одного в другой. С синхронизацией на "айтишном" уровне можно что угодно придумать, так что в налоговую раз в полгода информация о покупке будет поступать".
Уход в "тень" для таких предпринимателей – только один из возможных вариантов жизни вне единого налога.
"Тень", "смерть" или слияние?
Интернет-магазины будут поставлены перед выбором: переходить в "тень", закрываться или сливаться со "старшими братьями". "То, что единщиков из Интернета выгонят, для мелких магазинов – просто смерть или кровопускание на всю жизнь. Чем мельче магазин, чем мельче обороты, тем легче будет его "поймать", "посадить на короткий поводок", и первая же взятка поставит на нем крест. Крупные магазины этому радуются, потому что понимают, что мелкий сегмент рынка сойдет "на нет", – говорит Д.Лаппо.
По его прогнозам, введение в действие положений Налогового кодекса вернет Интернет-торговлю в 90-е: кодекс создает условия, при которых невозможно работать и быть при этом прибыльным, следовательно, все будут уходить в "серую" зону, при этом средняя и нижняя ветка власти получит для Интернет-торговли очень короткий "поводок" и все соответствующие возможности для коррупции. "Если компания работает вне законного поля, ее становится намного легче контролировать. Если помните 90-тые: розница открывалась массово и без единого документа, но находилась "в подчинении" у местных органов власти. И сейчас будет точно то же самое. Можно будет закрыть, разорить любое предприятие", – считает эксперт.
Если онлайн-торговцы не смогут взять "двойной барьер" (ограничения кодекса, который вступит в силу в апреле, и подготовка к сезонному взлету продаж февраля-марта), то для них это будет "смерти подобно", - уверен Д.Олейников.
"Уход" мелких магазинчиков может рассматриваться и с другой стороны. Начинающие проекты или проекты с низким оборотом (а в этом году оживился именно этот сектор) портят общий климат в онлайн-торговле, а также подрывают доверие потребителей", - уверен глава проекта "Rozetka.com.ua" Владислав Чечеткин. По его мнению, после того, как Налоговый кодекс вступит в силу, мелкие магазины уйдут с рынка, что скажется на нем позитивно: "Мы ожидаем, что если Налоговый кодекс будет принят в той редакции, которая сейчас рассматривается, где речь идет, по сути, о запрете ЧП-шников и ужесточении контроля со стороны органов за фискальной дисциплиной, то совсем мелкие игроки уйдут с рынка и это как-то оздоровит ситуацию. Но не сразу, агония будет продолжаться год или два. Просто сейчас количество онлайн-магазинов больше, чем секторов торговли во всей стране. И большинство из них не понимают, что они делают. По их мнению, залог успеха в Интернете – низкая цена. А демпинг в любом случае ведет к смерти, неважно, сколько денег было "влито" в проект. Учитывая, что у таких игроков денег на старте в лучшем случае несколько десятков тысяч долларов, это смерть достаточно быстрая".
Уже сейчас, как уверен глава "Rozetka.com.ua", магазины, имеющие $5-7 тыс. на продвижение в месяц и торгующие широким спектром, например, электроники, почти не имеют шансов.
О возможном повышении качества услуг, которое может обеспечить этот сценарий, говорит и исполнительный директор Украинской ассоциации Интернет-рекламы Андрей Заблоцкий: "Было и есть очень много Интернет-магазинчиков, которые являются просто "рыбами-прилипалами" к складам, у таких магазинов неактуальные прайсы, неактуальные каталоги, неоперативный сервис. После каких-то экспериментов с такими продавцами покупатели часто просто выходят на склады и начинают работать с ними". И принятие кодекса, по мнению эксперта, может повлиять на качество услуг в Интернет-торговле.
С другой стороны, как отмечает А.Заблоцкий, надо учитывать, что Интернет-торговля – это большая пирамида, и сокращение одного вида деятельности приведет в принципе к тому, что Интернет-предприниматель будет закупать меньше товара, предоставлять меньше рабочих мест и т.д., то есть, последствия будут шире, чем кажется сразу. Одним из "несмертельных" выходов для таких проектов, по мнению эксперта, является "укрупнение". Но при некоторых условиях. "Наверняка кто-то пострадает. Закроется или как-то еще трансформируется, потому что доменные имена сохранятся, бренды сохранятся. Если у раскрученного бренда низкий оборот, понятно, что ему, скорее всего, нужно будет с кем-то объединяться. Если бренд мало раскручен, скорее всего, такой магазин закроется", – говорит исполнительный директор УАИР.
Вместе с тем, такое массовое закрытие мелких Интернет-магазинов, по мнению самих участников рынка, может привести к подорожанию услуг в Интернет-торговле.
"Мы победим!" – "Мы победим?"
По состоянию на вечер 22 ноября участники протестных акций отмечали "нездоровые тенденции", которые проявлялись в постепенной политизации выступлений. "Я не знаю, что там происходит, но есть тенденции по направлению народных инициатив в нужное конкретным людям русло. Вчера мне звонили из штаба люди, которые говорили: "Мы знаем, что это происходит, и мы хотим вернуть ситуацию в то русло, в котором она изначально планировалась. Сделать ее не площадкой для политических обращений разных сил, а площадкой для выражения мнения бизнеса", – рассказывает Д.Олейников. Но добавляет при этом, что говорить о том, что на сегодня митинг предпринимателей не удался или провалился, не стоит.
"Я выявила свою гражданскую позицию, вышла и постояла на Майдане. Народ стоял, в основном, из регионов, которые приехали конкретно на акцию протеста. А я все встречи организовывала в районе Майдана, чтобы, как только освобожусь, снова туда попасть. Должна сказать, что у многих там есть ностальгия по Оранжевой революции. Все с кем я разговаривала, были участниками первого Майдана", – рассказывает А.Храброва.
Участники протеста отмечают, что изначально настроения протестующих были намного более оптимистичны. Можно вспомнить растиражированное участниками акции в начале этой недели "твит-сообщение": "Мы победим!". "Еще утром 22 ноября все было прозрачно, – рассказывает предприниматель. – Когда был митинг на Банковой, был некий месидж, и этот месидж был абсолютно вменяемый: "Мероприятие не политическое, мероприятие преследует прозрачные экономические цели и эти цели объединяют людей". После обеда и ближе к вечеру начались какие-то политические рейды на сцену. С одной стороны – Ляшко (народный депутат Олег Ляшко, - ред.), с другой стороны – представители каких-то общественных организаций, которые начали "нести какую-то пургу", простите. И с третьей стороны – непонятное движение за кулисами. Организаторы не удержали это в разумном русле. Если вы делали экономическое мероприятие, то группу переговорщиков надо было формировать из 2 народных депутатов и 15 представителей инициативных групп. А получилось наоборот".
Отстаивать свои взгляды предприниматели собираются не только на Майдане, но и в онлайне. Сейчас обсуждаются возможности создания тематического сайта, вроде maidan.ua, или блога для оперативного освещения событий и централизованного общения участников акций протеста. Не забывают при этом другие способы достучаться до общественности – "Твиттер", "Facebook". Обсуждаются протестные слоганы, символика, баннеры…
Пока же организаторы акции протеста предпринимателей на Майдане призывают ее участников не расходиться в том случае, если Президент Украины вернет Налоговый кодекс в парламент на доработку. Предприниматели настроены решительно. Настолько, что даже не рассматривают предложение представителей власти перенести акцию в какое-либо другое место, например, на Контрактовую площадь. "Площадь Независимости - это для нас принципиально", - заявляют митингующие. Читать подробнее >>>
Ольга КАРПЕНКО