Кукла с человеческим лицом. Нужны ли нам роботы, похожие на людей
LIGA.net публикует перевод статьи The Guardian о том, каких роботов люди хотели бы видеть вокруг себя в ближайшем будущем. И почему это не человекоподобное создание.
Восстание машин: новая волна
Наша зависимость от технологий углубляется, а последствия разрушения конфиденциальности и "хакинга" мозга начинают осознаваться. По мере этого мы наблюдаем, как возвращается научно-фантастический сюжет - восстание роботов.
Новая волна ТВ-сериалов, фильмов и видеоигр задается вопросом: что произойдет, если мы разработаем технологию создания машин по нашему образу и подобию?
Сериал Мир Дикого Запада (англ. Westworld) полагает, что если бы мы смогли разработать реалистичных андроидов, то захотели бы насиловать и убивать их ради развлечения. В фильме Бегущий по лезвию 2049 роботы заменили работников физического труда и секс-индустрии. В недавно выпущенной видеоигре Детройт: Стать Человеком (англ. Detroit: Become Human), андроиды - няни, опекуны и даже звезды поп-музыки, которыми заполнены дома и городская жизнь.
Нынешняя волна фантастики об андроидах концентрируется на том, что происходит, когда линия между человеком и машиной размывается. В какой момент роботы действительно заслуживают обрести права: когда достигают определенного уровня интеллекта или когда развивают способность к эмоциям, творчеству или свободной воле?
От машин-убийц к полноценным копиям
В “холодную войну”, когда мы верили, что машины могут убить нас в любую минуту ядерными бомбами, роботы из наших кошмаров были неустанными машинами-убийцами, вроде Терминатора или Робокопа. Или безжалостными военными дроидами, которые выслеживают остатки человечества, как в Metalhead, недавнем эпизоде сериала Черное зеркало.
Теперь, когда технологии переплелись с нашей жизнью, до нас доходит, что машины могут выбрать другой путь - посягнуть на нашу человечность.
Всего несколько недель назад Google продемонстрировал, что его робот-ассистент способен поговорить с человеком по телефону с тревожащей естественностью, чтобы забронировать время стрижки или сделать заказ в ресторане. Включая всякие “угу и “ага”, чтобы заставить слушателя думать, что тот разговаривает с реальным человеком.
Мы все больше беспокоимся о том, что произойдет, если машины станут такими же, как мы. Адам Уильямс, ведущий сценарист игры Детройт: Стать Человеком, думает, что развитие человекоподобной эмоции более тревожно, чем идея прямого противостояния роботов.
“Это более тонкая угроза неприкосновенности категории “человек”, - говорит Уильямс. - Эмоция - это то, что мы храним для себя. Глубина чувств - это то, что мы используем, чтобы оправдать главенство человеческой жизни. Если машина способна чувствовать, это не делает ее опасной вроде Терминатора. Но, в общем смысле, это посягает на то, что мы считаем человеком”.
В игре андроиды-домохозяйки, с которыми плохо обращались люди, начинают бунтовать и объединяются, чтобы вытребовать права. Это не оригинальная задумка. Но видеоигры сегодня выглядят настолько реалистично, что это хорошая лакмусовая бумага, насколько комфортно вы себя чувствуете с идеей человекоподобного андроида. Персонажи игры, которые играют актеры-люди, по виду почти неотличимы от реальных людей.
Роботов везде боятся по-разному
Анук ван Марис - специалист по робототехнике, изучающая этическое взаимодействие между человеком и роботом. Она обнаружила, что уровень комфорта по отношению к роботам сильно отличается в зависимости от географии и культуры.
“Зависит от того, чего вы ожидаете. Как только робот начинает двигаться, некоторым это по душе, а другие хотят убежать, - говорит ван Марис. - Преимущество робота, похожего на человека, в том, что люди чувствуют себя более комфортно, поскольку он близок к ним, и с ним легче общаться. Большой недостаток - в том, что вы ожидаете, что он сможет соверщать "человеческие" поступки, а он этого часто не может”.
В Японии роботы уже используются в качестве продавцов, а также в приютах и школах. Там вера в анимус, возможно, дает людям больший комфорт, говоря, что дух может присутствовать в чем-то, что не является человеком.
Япония - мировой лидер в области робототехники, а спрос на роботов там очень высок, что может помочь восполнить дефицит ухода за больными. Это родина жутковатой Эрики, самого реалистичного женского гуманоида, а также Gatebox AI Azuma, голографической девушки в банке, которая сочетает в себе Alexa-подобную функциональность домашнего ассистента с симпатичной аниме-внешностью и симуляцией уважительного характера.
В Европе - наоборот. Люди, как правило, плохо относятся к идее андроида, который выполняет роли, требующие взаимодействия с людьми. “В одном исследовании людей спрашивали: если есть робот, взаимодействующий с детьми, будет ли это приемлемым с точки зрения этики, если дети привязаны к этому роботу? - говорит ван Марис. - Только 40% считают, что это приемлемо”.
Это говорит в пользу того, что американские компании разрабатывают своих домашних ассистентов так, чтобы те выглядели, как черные ящики, и звучали, как компьютеры.
"Машина может демонстрировать человеческие качества и не вызывать особых противоречий, если она не выглядит, как человек, - говорит Уильямс. - Это интригует. Что пугает людей в этом телефонном звонке Google Assistant - так это то, что робот звучит, как человек. Людей пугает не то, что он может построить разговор, а то, что они не могут отличить его от реального человека".
Чем менее похоже, тем лучше?
Некоторые специалисты по робототехнике, в том числе Роберт Фишер из Университета Эдинбурга, рассматривают концепцию человекоподобных роботов как опрометчивую.
“Я не думаю, что искусственный интеллект когда-либо будет похож на человека, - говорит Фишер. - Мы ставим себя и их в сложную ситуацию, пытаясь притвориться, будто они люди, или сделать их похожими на нас. Может быть, лучше не делать этого. Секс-роботы - это, пожалуй, единственный случай, когда для человекообразного облика есть причина”.
Ни Мир Дикого Запада, ни Детройт: Стать Человеком, ни фильм Из машины (англ. Ex-Machina) не изображает оптимистичную картину отношений между людьми и андроидами. Возможно, нам все же будет лучше, если наши будущие роботы-ассистенты будут больше похожи на Wall-E или R2-D2 из Звездных войн, чем на Дейту из Звездного пути или Приса из Бегущего по лезвию.
Оригинал: Being human: how realistic do we want robots to be?
Автор: Keza MacDonald
Перевел Евгений Шишацкий