Перегретый рынок. Как Candy Crush задавила украинские игры
cb5a262cadd12edd186c06b8b4cf5e0e.JPG

Крупный украинский разработчик онлайн игр Nika Entertainment распускает практически весь штат. Об этом сообщил вчера профильный ресурс Ain.ua. Владелец компании Максим Слободянюк сообщил своим сотрудникам, что бизнес перестал быть прибыльным. Фактически развитие проекта замораживается на неопределенный срок. Из 130 сотрудников останется лишь около 10-ти из отделов поддержки.

Подобная новость может, как минимум, насторожить. Ведь такое направление в IT, как разработка онлайн-игр, в Украине в последние 3-4 года развивается очень уверенными темпами. К тому же Nika Entertainment - далеко не новичок. На ее счету 7 успешно запущенных проектов. Офисы в Киеве, Харькове, а ранее - и во Львове. Лидирующие по посещаемости игры Загадки Атлантиды и Магическая Кухня насчитывают по всему миру более 24 и 18 млн скачиваний соответственно. Они публикуются на таких мировых площадках как Amazon, Appstore, Google Play, Facebook, Вконтакте, Одноклассники и даже на некоторых японских сайтах.

nika.jpg

Октябрь 2015 года: компании исполнилось два года

Фишкой Nika Entertainment был игровой жанр Match 3 (собери три предмета в ряд). Как говорится на сайте самой компании, в этом жанре ее игры входят в топы крупнейших социальных сетей и мобильных магазинов, принося доходы в миллионы долларов.

Даже по описанию это совсем не похоже на бесперспективный нерентабельный бизнес. Что же произошло на самом деле с украинским разработчиком? И чего следует опасаться аналогичным подобным проектам, которых в Украине десятки?

ЛІГА.net с помощью экспертов индустрии разработки игр получила ответы на эти вопросы. 

Как рассказывают в самой компании Nika Entertainment, произошло усложнение и удорожание процессов продвижения игр на международных рынках. Подробности компания раскрывать не стала. Что бы это могло означать?

Попали под каток мировых гигантов 

Геймдев-эксперт Сергей Галенкин объясняет, что онлайн игры для социальных сетей и мобильных платформ - это очень динамичный рынок. И он сейчас насыщается. "Идет процесс укрупнения компаний", - отмечает он. Небольшим по мировым меркам игрокам рынка нужно иметь достаточно оборотных средств, чтобы продвигать новые продукты. Им становиться все тяжелее удержаться на плаву. "Рынок монополизируется. Большие компании поглощают маленькие. Особенно на рынке казуальных (простых) игр. А кто владеет доступном к интернет-трафику, тот владеет и прибылью", - поддерживает основатель игровой компании Eforb Games Антон Устименко.

Собеседник ЛІГА.net, близкий к Nika Entertainment, говорит в унисон с экспертами: "В последние месяцы значительно усилилась конкуренция. Для создания новых продуктов многим игровым компаниям приходится тратить все больше финансовых ресурсов. Некоторые игры стали потреблять больше средств, чем компании зарабатывают".

Читайте также: Беспилотный прорыв: Как украинским бизнесменам дроны помогают

Говоря простым языком, нужно все больше денег на привлечение новых пользователей. Например, около $2 приходится потратить на привлечение одного игрока на Facebook. И не факт, что инвестиция окупится. Особенно,  если принципы мотенизация игры еще хорошо не продуманы, и это просто эксперимент. 

Небольшим украинским компаниям становится все тяжелее тягаться по качеству игры, ее маркетингу с лидерами рынка. Если говорить непосредственно о таком жанре как Match 3, то деньги в мировых лидеров в вливаются огромные. Например, компания Activision Blizzard в конце прошлого года купила разработчика самой популярной игры этого сегмента Candy Crush за $5,9 млрд. По количеству пользователей эта линейка игр - просто монстр по сравнению с украинскими аналогами. У нее в третьем квартале 2015 года было 474 млн пользователей. Об инвестициях в украинские игровые студии пока редко что услышишь. Разве что можно вспомнить, из недавнего, о том, что инвесткомпания Digital Future вложила год назад в львовского разработчика Nravo $200 000. Суммы не сопоставимые. 

Умение выделяться 

"Игр жанра Match 3 может быть и сто штук хорошего качества. Но играть будут в ту версию, которую лучше раскрутят. И она будет на слуху", - отмечает Устименко. Поэтому богатые партнеры, которые к тому же часто имеют в распоряжении собственные крупные онлайн-площадки (а значит и источники постоянного интернет-трафика), играют очень важную роль в продвижении игр локальных студий.

Очевидный выход для украинского разработчика игр - вовремя найти и скооперироваться (например, продать долю или поделиться доходом) с крупным международным издателем. Таковых насчитывается всего около десятка в мире. К примеру Chillingo, известной по игре Angry Birgs, или Big FishGames. "Мы, например, сейчас подписали договор о неразглашении, и скоро одна из наших игр стартует с одним из очень крупных паблишеров, входящих в ТОП-3", - делится Устименко.

Читайте также: Торговля будущего: как интернет вещей уничтожит известные бренды

По его словам, к этому соглашению вел "очень долгий долгий и тернистый путь". Нужно найти новые принципы работы игры и заинтересовать издателя. А так как большинство разработчиков используют сейчас одни и те же шаблоны (собери три предмета в ряд, пазл, бабл шутер, тауер дефенс, zuma), то они все по своей сути очень похожие.  Игры разных издателей отличаются разве что графикой и образами. "Основных идей раз два и обчелся", - отмечает эксперт. Новую основу игры, по его словам, издателю предложить можно, но нужно чтобы она была не просто новая, но еще и цепляла пользователя. Еще один путь - отказаться от совсем простых игр и переориентироваться на более сложные, в которых игрок еще больше вовлечен в процесс. В таком случае и вариантов заработка будет больше. 

"Украинский рынок перегрет. Все об этом говорят. Мы уже не так выгодны в разработке. По зарплатам разработчики приближаются к европейскому уровню, а по качеству игр и в понимании рынка, к сожалению, мы еще не так сильно выросли", - резюмирует Артем Устименко.