Тише едешь. Что такое "преимущество опоздавшего"
После трех десятилетий ежегодного роста ВВП на 9,8% экономический рост Китая замедляется. Это происходит уже 13 кварталов подряд - впервые с 1979 года, когда была объявлена политика "реформ и открытости". Во втором квартале этого года реальный ВВП увеличился лишь на 7,5% годовых. Многое указывает на то, что замедление будет продолжаться, а среди инвесторов усиливаются "медвежьи" настроения в отношении перспектив Китая. Ожидает ли эту страну крах?
По правде говоря, другие быстро развивающиеся молодые экономики тоже пострадали с момента финансового кризиса 2008 года - и сильнее, чем Китай. Например, прирост ВВП Бразилии резко замедлился - с 7,5% в 2010 году до 2,7% в 2011 году и лишь 0,9% в 2012 году. В Индии за тот же период прирост ВВП уменьшился с 10,5% до 3,2% в год.
Более того, кризис 2008 года не пощадил и экономику многих стран с высоким уровнем доходов, недавно прошедших индустриализацию (НПИ) и не имеющих больших структурных проблем. Так, в Южной Корее прирост ВВП снизился с 6,3% в 2010 году до 3,7% в 2011 и всего 2% в 2012. В Тайване он за тот же период упал с 10,7% до 1,3%, а в Сингапуре и вовсе рухнул с 14,8% до 1,3%.
С учетом сказанного, замедление экономического роста Китая, начиная с первого квартала 2010 года, очевидно, вызвано внешними факторами, имеющими циклический характер. Столкнувшись с потрясением извне, китайское правительство может и должно сохранить скорость роста в 7,5%, противодействовать циклическим колебаниям, и в то же время по-прежнему проводить благоразумную финансовую политику. В конце концов, Китай располагает значительными государственными и частными накоплениями, зарубежными резервами в объеме более 3,3 триллиона долларов, а также огромным потенциалом для модернизации промышленности и улучшения инфраструктуры.
Действительно, Китай может удерживать прирост ВВП на уровне 8% в год в течение многих лет, поскольку экономический рост сегодня - это процесс постоянных технологических инноваций и модернизации промышленности. Это верно и для развитых, и для развивающихся стран. Но развитые страны отличаются от развивающихся важной особенностью. С момента промышленной революции они постоянно находятся на переднем крае развития технологии и промышленности, что заставляет их делать большие и рискованные капиталовложения в собственные исследования и разработки.
Напротив, технологии и промышленность, существующие в развивающихся странах, в целом довольно далеки от переднего края. В результате эти страны получают "преимущество опоздавшего". Технологические инновации и модернизацию промышленности можно осуществить путем имитации, импорта и/или интеграции существующих технологий и отраслей промышленности, что намного снижает затраты на исследования и разработки.
Теоретически, любая развивающаяся страна, способная воспользоваться своим "преимуществом опоздавшего", может расти в экономическом отношении быстрее, чем развитые страны. Насколько быстрее - можно решить только опытным путем. По мнению Комиссии по экономическому росту, возглавляемой нобелевским лауреатом Майклом Спенсом, 13 стран в полной мере воспользовались этим преимуществом после второй мировой войны и добились прироста ВВП не менее чем в 7% годовых - как минимум вдвое больше, чем у развитых стран - на протяжении 25 лет и более.
Китай стал одной из этих 13 стран после 1979 года. Его быстрое экономическое развитие в течение 33 лет как раз и объясняется тем, что страна относится к числу "опоздавших". Поэтому ключ к пониманию того, сможет ли Китай сохранить высокие темпы экономического роста в будущем, состоит в оценке: столь ли велики на данный момент преимущества, вызванные его поздней индустриализацией?
ВВП на душу населения - это полезный показатель для приближенной оценки названных преимуществ. Иными словами, разрыв в ВВП на душу населения между Китаем и развитыми странами, в сущности, отражает и разрыв между ними по совокупным технологическим и промышленным достижениям.
Согласно новейшей оценке покойного специалиста по экономической истории Энгуса Мэддисона, ВВП Китая на душу населения в 2008 году составлял 6725 долларов, в пересчете к 1990 году, что составляет примерно 21% от аналогичного показателя США. Это примерно такой же разрыв, какой наблюдался у США с Японией в 1951 году, с Сингапуром - в 1967 году, с Тайванем - в 1975 году и с Южной Кореей - в 1977 году. Все эти страны также входят в число 13 стран, добившихся успеха в экономике, которые изучались Комиссией по экономическому росту. В последующие 20 лет Япония, пользуясь своим "преимуществом опоздавшего", увеличила скорость прироста ВВП в среднем до 9,2% в год, Сингапур - до 8,6%, Тайвань - до 8,3%, а Южная Корея - до 7,6% годовых.
Если "преимущество опоздавшего", показателем которого является разрыв в уровне доходов между Соединенными Штатами и четырьмя странами НПИ, дало им возможность обеспечить ежегодный прирост ВВП в 7,6%-9,2% на протяжении 20 лет, то и Китай должен быть потенциально способен на аналогичный, примерно в 8%, рост ВВП в период с 2008 по 2028 год.
Джастин Ифу Линь,
главный экономист и старший вице-президент Всемирного банка