Железные облака: почему Алло и Фокстрот хранят данные в Риге
Фото: Lattelecom

Латвия стала полноправным членом ЕС в 2004 году наряду с другими девятью странами Восточной Европы. Латыши с гордостью называют себя европейцами, все дальше уходя от советского прошлого. Но разрыв политический не остановил экономические отношения. Балтийский бизнес по-варяжски двигается на восток и юг - в Россию, Беларусь и Украину.

Отдельные латвийские компании решили, что об их стране должны знать не только по рижскому бальзаму, шпротам и пляжам Юрмалы. Нужны были новые имена.

Например, украинские провайдеры, которые легально и не очень легально строили сети в селах, хорошо знают MikroTik. Компания долгое время конкурирует с американской Ubiquiti, выпуская операционные системы, платы и готовые устройства для разворачивания дальнобойных сетей Wi-Fi. Другой пример - Infogr.am, простой инструмент для визуализации данных. Им пользуются многие интернет-медиа, чтобы быстро перевести путаные цифры в понятную интерактивную графику.

В 2013 году на украинский рынок зашел Lattelecom. Телеком-оператор и интегратор принадлежит государству, а история его развития заслуживает отдельной статьи, особенно в сравнении с многострадальным Укртелекомом. В 2016 году, по данным IDC, Lattelecom занял 9% общеукраинского рынка облачных услуг. В портфеле - 90 компаний корпоративного сегмента, в том числе крупные ритейлеры Фокстрот и Алло.

Журналист LIGA.net побывал в рижском центре обработки данных Dattum, прошел закрытые комнаты и чуть не подвел оператора под санкции. Как устроены тамошние “железные облака” - в специальном репортаже.

“Панельки” и отпечатки пальцев

О прошлом наследии в Риге внешне напоминает мало: одинаковые панельные многоэтажки на окраинах, редкие Жигули и единичные вывески на русском языке. Журналистской группе путь из аэропорта до дата-центра чем-то напомнил поездку из Вышгорода через киевскую Оболонь.

Dattum расположен в одном из спальных районов Риги, в старом переоборудованном здании Lattelecom. Рядом обычные жилые многоэтажки, место не засекречено, заборов нет. “Незачем, - говорит Марис Сперга, директор развития бизнеса ЦОД оператора. - Адреса всех сертифицированных дата-центров можно посмотреть на карте Uptime Institute (американская организация, которая проверяет и сертифицирует дата-центры. - Ред.). К тому же мы в ЕС”.

Читайте также: Фирташ против Ахметова: новые детали сделки и тяжбы за Укртелеком

Последние слова намекают на не-ЕС-клиентов, которые переживают насчет возможных обысков ЦОДов силовиками или других внешних угроз и хотят вывести данные за пределы страны. По словам Сперги, это и есть их целевой сегмент в Украине.

Железные облака: почему Алло и Фокстрот хранят данные в Риге
В холле Dattum

Конкурировать с внутриукраинскими “облачниками”, равно как и с гигантами Microsoft или Amazon, в компании не видят смысла. Основной бизнес - полное корпоративное решение под заказчика. Для этого Lattelecom недавно прошел отдельную сертификацию, благодаря чему Dattum может обслуживать компании, которые занимаются финансовыми транзакциями и e-commerce.

Здание с виду простое, но системы безопасности, как в аэропорту. Видеонаблюдение может распознать лица, посторонние предметы, фиксирует, на положенных ли местах припаркованы машины. После десяти вечера система отслеживает все движения вокруг здания и в случае нарушения периметра извещает охрану.

Прежде чем попасть за закрытые двери, журналисты регистрируются. Охранник фиксирует имена в журнале и выдает номерной пропуск, который обязательно нужно носить на груди всю экскурсию. “Если случится какой-то инцидент, мы всегда сможем рассмотреть номер посетителя на камере, а потом сопоставить с записью в журнале”, - объясняет Сперга. Камеры внутри на каждом шагу, поэтому сразу хочется быть осторожнее.

Перестраховки и дублирования

На всех дверях ЦОД стоят электронные замки со сканером отпечатка пальца. Всего внутрь могут пройти 48 работников, у каждого строго свой уровень доступа в разные помещения. Есть и такие места, куда имеют доступ только пятеро сотрудников Dattum.

По стандарту Uptime Institute, все дата-центры делятся на 4 категории по уровню доступности - от Tier I до Tier IV. Загвоздка в непрерывной подаче электричества. Dattum получил сертификат Tier III - единственный в Восточной Европе. В ЦОД 3 дизель-генератора, которые страхуют от отключения центрального электричества. При этом любой источник бесперебойного питания (ИБП), аккумулятор и дизель-генератор можно отключить без остановки всей системы.

Железные облака: почему Алло и Фокстрот хранят данные в Риге
Снаружи серверной - подтверждение сертификации

В следующей комнате стоят красные баллоны в рост человека - система газотушения. Газом защищены все критические комнаты: серверные, “упсовые” (системы бесперебойного питания), аккумуляторные. Тестируется система раз в квартал. Здесь же рядом стоит 100%-й запас баллонов.

По соседству расположены аккумуляторная и помещение с ИБП. Их специально разделили из-за разного температурного режима. Если вдруг городское электричество и дизель-генераторы полностью отключатся, аккумуляторов хватит на 8 часов работы Dattum. По словам инженера ЦОД, во многих других дата-центрах это время составляет 15-30 минут.

Первая система дизель-генераторов состоит из 3 штук по 80 кВт. Они стартуют вместе, синхронизируются, а дальше, если столько электричества дата-центру не нужно, по одному отключаются. Два отключены и во время журналистского визита. Один теплый, для возможности старта за 5 секунд. От дизель-генераторов к самым стойкам идут оранжевые кабели, которые держат 90 минут пожара. И несмотря на то что хватает одного топливного насоса, в каждый генератор поставили по дополнительному. Для перестраховки есть и ручной.

Читайте также: От роботов до умного штопора: самые забавные новинки на CES 2018

Топливо для генератора хранится в трех огромных бочках, хотя в проекте изначально была одна. Периодически топливо проверяется на пригодность. Все бочки соединены между собой, причем дублирование коснулось и труб.

Марис Сперга объясняет эту щепетильность: “Многим компаниям важна именно доступность. Согласно сертификации, дата-центр уровня Tier III может быть недоступен максимум 1,4 часа в год. А все нарушения четко прописаны в договорах, и мы за них отвечаем возвратом абонплаты. С 2013 года наш ЦОД не простоял ни минуты”.

На практике даже крупные облачные сервисы могут "упасть". Например, в феврале прошлого года произошел сбой в работе Amazon, из-за чего десятки тысяч сайтов работали с перебоями. Правда, дело было не в электропитании, а в ошибке сотрудника компании.

Бахилы для наэлектризованных и всевидящие камеры

Перед заходом в серверную группа "обувается" в матерчатые бахилы со шнурками, снимающими статическое электричество в серверных. На входе - специальный коврик, убирающий пыль с колес колясок с оборудованием.

Сама серверная состоит из двух классических темных комнат. Стены, потолок и пол держат 90 минут пожара, помещения гидроизолированы. Шумно от кондиционеров: они собирают сверху горячий воздух и отдают его в пол с перфорацией.

Железные облака: почему Алло и Фокстрот хранят данные в Риге
Серверная Dattum

“Клиент попадает внутрь только с обязательным сопровождением. Изначально замки на всех шкафах одинаковые. Но если клиент хочет, можем ставить индивидуальные, электронные с удаленным открыванием, с комбинацией, любые”, - рассказывает Сперга. На каждой двери стоят герконовые датчики, чтобы в системе было видно, какой шкаф открыт и санкционировано ли. Внутри серверной не ловит мобильная связь, поэтому возле шкафов висят радиотелефоны.

Общая мониторинговая система дата-центра берет данные более чем из 4000 разных точек - каждого автомата, каждого датчика. Все даже самые мелкие проводки и винты промаркированы, чтобы в случае ремонта можно было быстро найти аналогичный.

“А вот так лучше не делать, - главный инженер аккуратно отодвигает журналиста LIGA.net, попытавшегося заглянуть в шкаф через стекло. - Есть такие клиенты, к шкафам которых у нас вообще нет доступа. Если внутри нужно что-то сделать, они из Украины открывают замок. В шкафу стоит камера, клиент в реальном времени смотрит, что и как меняем. Мы закончили, закрыли и опять не трогаем. За каждое лишнее движение отвечаем. Поэтому наверняка и о вас спросят, почему интересовались их оборудованием”.

Место для бардака и планы на будущее

Единственное место, где главный инженер Dattum разрешил фотографировать (но было нечего), - комната подготовки оборудования. Только здесь можно держать маленький бардак - на время, пока клиент заезжает. Аппаратура в серверную заходит уже чистая, без всякой упаковки.

Последним менеджеры ЦОДа показывают группе маленький офис для клиентов. Это единственное место в ЦОДе, где клиент может поработать в одиночестве. И оно закрывается снаружи. Здесь разрешают находиться максимум четырем людям из одной компании. Каждому положен сопровождающий. Пересекаться с представителями других компаний недопустимо.

Пока группа сдает номерные бейджи, Марис Сперга рассказывает о деньгах. У Lattelecom 5 ЦОДов. Нынешний, с которым оператор начал полноценную бизнес-экспансию, был спроектирован в январе 2012 года, а строительство закончили через год.

“Дата-центр - вещь тяжелая. По срокам окупаемости обычно рассчитывают на 10 лет. Если проект начинает окупаться в течение 4-5 лет, это идеально. На наших 5 ЦОДах мы уже вышли в прибыль”, - говорит Сперга.

Lattelecom неспроста активничает в Украине с облачными услугами. Помимо широкого набора сервисов действует оптический канал связи Рига - Минск - Киев с задержкой сигнала 23 мс. Одним из преимуществ топ-менеджеры называют и русскоязычную поддержку 24/7, чего сложно добиться от конкурентов из Германии или Голландии. Украинский обещают потихоньку учить, потому что сегмент нашей страны растет на 40% ежегодно.

Что говорят в Украине?

В конце 2016 года латвийский оператор подписал партнерство с Укртелекомом. В пресс-службе последнего отметили, что облачные услуги Lattelecom интересны для разного уровня предприятий. Основные направления: онлайн-продажи, прайс-агрегаторы, кредитование, аграрный сектор, транспортные компании и ритейл.

Читайте также: Криптогод: 12 месяцев и 12 событий

“В свое время мы проанализировали предложения практически всех дата-центров Европы и частично США уровня Tier III. Вторым критерием был прямой канал передачи данных”, - рассказывает Константин Авилов, IT-директор Алло, поясняя, почему их выбор остановился на рижском ЦОДе.

По мнению Дениса Бурдука, директора компании UCloud, облачные услуги в Украине - тот тренд, который остановить уже нельзя. Но массовый исход на зарубежные хранилища будет продолжаться, тем более что задержка сигнала до ближайших ЦОДов Евросоюза уже сопоставима с внутриукраинской (15 мс против 7 мс внутри страны). Хотя для некоторых бизнесов даже такие разницы критичны - например, для передачи потокового видео или больших массивов данных. Данил Белов, директор по развитию бизнеса UCloud, дополняет, что ценник латышей для Украины пока слишком высок.

Когда уровень загрузки Dattum достигнет 70-80%, Lattelecom планирует запускать следующий проект - в нескольких десятках километров от Риги. По словам менеджеров, это наверняка произойдет уже в ближайшие месяцы.

Поездка журналиста LIGA.net состоялась при поддержке Lattelecom