В середине 2015 года два десятиклассника - Евгений Гнатюк и Богдан Сас - придумали "умную" гантель, о которой написали многие наши СМИ. Старт был многообещающим. Устройство ребят должно было фиксировать данные о тренировке и передавать их в облако. Начались громкие анонсы. Стартап Helko стал сотрудничать с Intel и получил $40 000 инвестиций от IoT Hub. Спустя год юные стартаперы представили новый гаджет - “умную” кнопку для фитнес-игр.

В лучшие времена в команде проекта работало около 10 человек. А недавно 19-летний Богдан Сас объявил о том, что проект закрыт. LIGA.net разузнала у него, почему так случилось. 

- Богдан, что произошло с проектом? Вы же сотрудничали с Intel, получили инвестиции. Почему закрылись?

- У нас закончились деньги. Intel нам денег не давала. Мы сотрудничали с компанией по ее IoT-решениям, которые использовали в своих продуктах. IoT Hub инвестировал в нас $40 000, потом еще немного добавил. Нам хватило этих денег, чтобы два года работать, участвовать в выставках, в том числе мы были на выставке электроники CES в Лас-Вегасе со своим стендом. Но в глобальных масштабах таких денег мало. Их недостаточно даже для запуска краудфандинговой кампании на Kickstarter. Так что когда у нас деньги закончились, мы решили закрыть проект. Плюс этот момент совпал с эмоциональным выгоранием.

8.jpg

- Но вы собирались распространять свой продукт среди спортзалов?

- Сначала мы делали умную гантель. Общались с ритейлерами и хотели продавать ее в США. Были с ней на выставке CES в Лас-Вегасе, говорили с фитнес-клубами. Но им было интересно создать connected gym - чтобы все оборудование было подключено к сети. А сама гантель им была малоинтересна. Тогда мы решили делать умную кнопку (для фитнес-игр. - Ред.). Договорились с топовым фитнес-клубом в Украине о тестовом запуске. Но они передумали по внутренним причинам и вместо этого купили своим членам фитнес-браслеты. Помимо этого, мы пробовали делать другие продукты, о которых никто не знал.

"Это была одна из наших ошибок: мы сначала делали много разных продуктов, а потом уже искали проблемы, которые они могут решить, а не наоборот"

- Удалось продать хотя бы часть продукта?

- Так, чтобы отгрузить на склад, - нет. Мы постарались сделать финальную версию. Она была готова к массовому производству, но у нас закончились деньги, и пришло понимание того, что стоит остановить проект.

Читайте также: Носимый интеллект, или Почему Киевстар заинтересовался Senstone

- У вас же помимо гаджета был софт. Может, к нему кто-то проявлял интерес?

- У нас был софт для Apple TV, делали приложение для мобильного телефона, компьютера - чтобы со всех платформ можно было работать с гантелью. Но смысл этого софта в том, чтобы отображать данные и показывать прогресс работы с продуктом. Он привязан к продукту, а без него - бесполезен.

"Проанализировав нашу работу, сейчас я бы предпочел делать полезный софт, к которому можно добавить какое-то железо. Это было бы рациональнее"

- А дополнительные инвестиции пытались привлекать?

- Да, я жил в США какое-то время и пытался поднимать инвестиции. Было предложение, но я отказался, потому что предложенных денег не хватило бы на реализацию того, что мы обещали. Вообще инвестиции в хард - это сложная область. Инвесторы неохотно вкладывают деньги в "железные" продукты. Если ты делаешь мобильное приложение и там есть баг, ты его обновил - и все работает. А если ты распродал миллионы гаджетов с браком, то ремонт будет стоить огромных денег. Избежать браков при производстве теоретически возможно, но это опять-таки обходится в большие суммы.

7.jpg

На фото: Богдан Сас и "умная" кнопка

- А как с тобой общались зарубежные инвесторы, их не смущал твой возраст?

- Меня о возрасте особо не спрашивали. Инвесторам скорее важен опыт. А Helko - мой первый проект. И меня спрашивали, смогу ли я, как руководитель проекта, принимать правильные решения.

- Правильные решения - это какие?

- Есть много способов зафейлить компанию. Я на своем опыте знаю уже штук 20. Правильные решения касаются как общения с командой, так и вопросов о том, какой продукт делать, нужно ли поднимать деньги и продавать ли компанию.

"Инвесторам важен опыт в бизнесе. У стартапов, руководитель которых имеет такой опыт, больше шансов выжить"

- Ты говорил, что $40 000 от IoT Hub не хватило бы на запуск кампании на Kickstarter. Почему?

- Чтобы технически запустить проект на Kickstarter, особо ничего не нужно. Можно снять видео на iPhone, сделать пару фото, добавить описание и запустить кампанию дешево. Но если говорить о запуске с ожидаемым результатом, нужно где-то $50 000. Математика тут простая: хорошее видео - $10 000, качественные фото - $5000, услуги консультанта с хорошими контактами западных СМИ - $10 000, маркетинговое агентство, понимающее, как делать рекламную кампанию и собирать контакты на Kickstarter, - $10 000. Остальное - на рекламу и прототипы для журналистов, которые значительно дороже финальной версии продукта.

"Kickstarter перестал быть раем для изобретателей. Это коммерческая площадка, на которой все просчитывается. Чтобы собрать там $1 млн, нужно влить $300 000"

Но это все еще хороший инструмент для некоторых продуктов. И его главное преимущество в том, что после кампании у тебя есть полгода-год на производство и доставку продукта.

- Мне всегда было интересно, с чем остаются стартапы после закрытия. Коробка с гантелями, кнопками, долги - что осталось у вас?

- У нас остались контакты, опыт и какое-то количество компонентов, из которых, наверное, можно еще что-то собрать. Долгов нет. В этом суть венчурного инвестирования - все понимают, что это риск.

2.JPG

- Ты собираешься делать новые проекты?

- Да, я полгода поработал Chief marketing officer в стартапе Feel VR. Но теперь сосредоточен на своем проекте. Я пока не готов о нем говорить. Скажу только, что это нечто на стыке маркетинга, дизайна и технологий. И хочу развивать его за собственные средства. Хочу сделать бизнес, а не стартап.

"Потому что бизнес приносит деньги, а стартап, возможно, когда-нибудь будет приносить деньги"

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе последних новостей телекома и технологий