Прогноз Ericsson: когда виртуальная реальность станет новым миром
В обозримом будущем смартфон утратит свою роль основного узла коммуникаций пользователя, из-за того что все больше носимых устройств получают автономность. Революция пользовательской электроники начнется уже после 2020 года, когда на рынке появится больше гаджетов с новым функционалом. Ключевую роль в этой революции сыграет потребность человека в безопасности и невербальном общении. Виртуальная реальность только набирает обороты. После 2020 года она станет подспорьем для появления новых гаджетов с разным форм-фактором. Они помогут человеку удаленно получать не только нужную ему информацию, но и эмоции.
Старший консультант исследовательского центра Ericsson Consumer Lab Джасмит Сингх Сети (Jasmeet Singh Sethi) в эксклюзивном интервью ЛІГА.net рассказал, куда движется мир носимой электроники и когда, наконец, носимые устройства станут мейнстримом.
- Да, как вы могли заметить из исследования, самой большой преградой, замедляющей широкое распространение носимых гаджетов, на данный момент является тот факт, что большинство этих гаджетов до сих пор не может функционировать самостоятельно. Здесь видна ощутимая разница в сравнении с нашим предыдущим исследованием, где люди говорили о других преградах, таких как дизайн, форма, безопасность персональных данных и срок службы батареи.
Гаджеты, которыми мы сейчас окружены, постоянно эволюционируют. К примеру, в фитнес-трекерах появились более емкие батареи, которые позволяют устройству работать несколько дней на одном заряде. И мне кажется, люди привыкли к тому, что смартфон нужно достаточно часто подзаряжать. Потребители понимают и принимают такие ограничения.
В этом же исследовании возможность автономного подключения носимых гаджетов к сети была обозначена как обязательная. Возможности гаджетов меняются уже сейчас - скоро, наверняка, появятся новые модели умных часов, в которых будет встроенная функция подключения к сети.
- Так когда носимые гаджеты смогут полноценно заменить экран смартфона?
- Если носимые гаджеты смогут перенять большинство функций смартфонов и получат возможность автономного подключения к сети, то теоретически они смогут заменить смартфоны. Четверо из десяти опрошенных владельцев умных часов отмечают, что они все меньше взаимодействуют со своими смартфонами. Все потому, что просмотр оповещений стал возможным на самом носимом гаджете. То есть пользователи могут использовать непосредственно на гаджете те же приложения, которые ранее были доступны только на смартфоне. Теперь на гаджете есть возможность отвечать на электронную почту и даже пользоваться такими приложениями, как Uber. Для таких людей умные часы постепенно становятся основным экраном. Это предпосылка к тому, что через 4-5 лет большинство функций смартфонов будут доступны на носимых устройствах. Смартфон будет выполнять функцию обычного экрана для просмотра видео или игр, в то время как все программные функции будут встроены в носимые устройства или будут доступны в облаке.
- В вашем исследовании я заметил, что люди не предсказывают появление большого количества новых видов носимых гаджетов к 2020 году. Как вы думаете, откуда такой пессимизм?
- Хороший вопрос! График, показывающий предполагаемое время появления новых носимых устройств, указывает на трудности, с которыми сталкивается эта индустрия. Потребители не уверены в том, что производители смогут перейти от концептов и прототипов к поставке реальных устройств. На сегодняшний день люди видели только фитнес-трекеры, умные часы, очки и умные шлемы со встроенными камерами. И в своем большинстве все эти виды гаджетов связаны со здоровьем или спортом. Рынок переполнен такими устройствами, но их функционал не уникален. Я имею в виду, что большинство этих функций может быть реализовано с помощью простого приложения для смартфона.
Конечно, есть стартапы, которые разрабатывают и предлагают инновационные, классные продукты. Но если вы зайдете к ним на сайт и попробуете их заказать, то, скорее всего, узнаете, что этот продукт пока недоступен для покупки. Таким образом, потребители имеют возможность взаимодействовать только с упомянутыми выше гаджетами. А ведь текущее поколение носимых устройств уже присутствует на рынке 3-4 года! Это заставляет потребителей верить, что даже если на рынке появятся новые виды продуктов, понадобится более 4-5 лет для их широкого распространения.
- Я слышал идею, что если на экране будет больше фантастических фильмов с футуристическими концептами устройств, это может создать спрос на такие гаджеты в реальной жизни. Все ведь видели умные очки в фантастических фильмах много лет назад. Но сегодня мы переживаем кризис новых концептов. Возможно, производители гаджетов должны поддерживать кинопродюсеров и пытаться виртуально тестировать новые гаджеты, привлекая к ним внимание людей?
- Да, несомненно. Я думаю, индустрия носимых устройств должна искать новые креативные способы для продвижения продуктов. Это то, чего не хватает на данный момент. Например, во время наших интервью с участниками исследования мы выяснили, что многие никогда не слышали даже о существующих устройствах! А когда мы представили новые концепты, они были поражены. "Это вообще возможно? Когда такое можно будет купить?" - спрашивали они.
- В Украине также достаточно широко распространены только фитнес-трекеры и умные часы. Основываясь на опыте других стран, спрогнозируйте, как может развиваться рынок носимых гаджетов в Украине?
- Если посмотреть на эволюцию носимых гаджетов и их доступность на сегодняшний день, прогнозировать кардинальную смену потребительских ожиданий до 2020 году не стоит. Устройства для фитнеса и здоровья останутся ключевым приоритетом. То есть до 2020 года пользователи будут иметь выбор между фитнес-трекерами, умными часами и, возможно, носимыми камерами для любителей приключений и спорта. Конечно, потенциал также есть и у рынка шлемов виртуальной реальности.
Читайте также: Украинцы изобрели умные часы, не дающие мозгу уснуть
Пользователи предполагают, что после 2020 года будут использовать как минимум пять типов носимых гаджетов. И если первые два мы уже имеем - это умные часы и фитнес-трекеры, то остальные три, скорее всего, будут связаны с безопасностью, одеждой или невербальной коммуникаций. Потребители обычно обеспокоены собственной безопасностью и безопасностью своих близких. Они надеются, что подобные носимые технологии будут незаметно встроены в другие устройства. Если реализовать эту технологию в ненавязчивой манере, такие гаджеты могут стать очень популярными. Эта технология не предусматривает ношение кнопки SOS, так как потребители к 2020 году не будут стремиться выставлять все свои носимые гаджеты напоказ. Напротив, это должны быть маленькие приспособления, встроенные в одежду или аксессуары.
Я думаю, что в Украине в ближайшие 4 года будет увеличиваться количество фитнес-трекеров и умных часов. Умные часы - это естественный следующий шаг после фитнес-трекеров (от моно- к многофункциональному гаджету). Однако, если на рынке появятся носимые устройства для других сфер жизни, пользователи, скорее всего, попытаются их освоить.
- Производители одежды объединяются с компаниями, которые предлагают IoT-решения. Но сейчас у них есть только концепты. Как вы думаете, когда умная одежда станет реальностью на массовом рынке?
- Опять-таки, основываясь на мнении потребителей, этого не случится в ближайшие 5 лет. Умную одежду стоит ожидать только после 2020 года. Сейчас же большинство решений в этом направлении находятся на стадии концепта или прототипа. Модные бренды, как правило, имеют свой цикл производства - от пошива до полки в магазине и покупки. И пока не спешат изменять этот процесс, чтобы встраивать технологии в одежду. Причину этого также озвучили участники нашего опроса. Приблизительно 43% отметили следующее: если у вас есть одежда с вшитыми сенсорами, как часто вы сможете ее менять? Умная одежда сильно отличается от других электронных устройств. Например, у вас есть один смартфон, который вы можете использовать годами, однако одной рубашкой вам не обойтись. Вот почему большие бренды пока не готовы к массовому запуску умной одежды. Для распространения такой технологии необходимо стереть грань между обычной одеждой и умной. Люди должны воспринимать "подключенную" одежду как обычную и иметь возможность легко ее менять.
- Каковы ваши ожидания от виртуальной реальности? Может, мы скоро увидим появление новых гаджетов на рынке?
- Да, я тоже так думаю. Если вы посмотрите на график, где мы тестировали новые концепты, то увидите концепт "Футболки фаната" на основе технологии виртуальной реальности. Согласно задумке, вы одеваете футболку с сенсорами и шлем виртуальной реальности. Этот концепт разработан специально для футбольных фанатов. Вас виртуально перемещают на поле с игроками, где вы ощущаете то же, что и игроки (сердцебиение, волнение или даже толчки других игроков). Это может дать возможность по-новому смотреть спортивные игры. Однако такая идея не снискала особой популярности у участников опроса. Это доказывает, что VR-приложения все еще остаются очень нишевыми.
Но, судя по тому, как развивается эта сфера сейчас, через несколько лет ситуация может измениться. Посмотрите YouTube с их 360-градусными видео. Это не виртуальная реальность, но они дают потребителю возможность почувствовать, каким могло бы быть погружение в виртуальную среду. Например, в будущем, вместо просмотра концерта в формате 360-градусного видео, вы сможете стать его виртуальным посетителем. Измененная реальность - это промежуточный шаг к широкому распространению виртуальной реальности.
Читайте также: Знатоки сердца. Украинские умные браслеты бросают вызов Fitbit
Чтобы оценить перспективы рынка виртуальной реальности, стоит изучить, что происходит на рынке VR-устройств. Существуют шлемы виртуальной реальности, однако они достаточно дорогие (более $500). Вы также можете использовать приложение на вашем смартфоне и относительно более бюджетные очки виртуальной реальности (около $99). Однако такое решение работает только с определенными видами смартфонов, и качество картинки не дает вам ощутить настоящее погружение в виртуальную среду.
Поэтому я думаю, что для массового распространения виртуальной реальности потребуется еще как минимум 6 лет. Главным поворотным моментом в этой сфере станет переход VR от ниши игровой индустрии к производству фильмов и созданию пользовательского контента. Возможно, через 5 лет мы больше не будем смотреть видео по запросу, мы будем смотреть трансляции в виртуальной реальности! Сейчас набирают популярность пользовательские трансляции в режиме реального времени, и мне кажется, что это подтолкнет развитие технологий VR-трансляций.