О крымском рынке

Наши сотрудники продолжают обеспечивать предоставление услуг абонентам в Крыму. Крым - это чувствительная доля в доходах Воли. И ощутимая доля в общих доходах телекомоператоров Украины.

Мы не опасаемся "национализации", поскольку правовых оснований для ее проведения нет. Есть опасения относительно захвата бандитским способом, но такой сценарий на территории Крыма возможен для любого бизнеса - сейчас трудно сказать, что на полуострове действует правовой порядок.

Если будут установлены нормы законодательства другой страны, и они будут общепризнанны, мы будем их выполнять.

Шансы того, что при этом украинские провайдеры потеряют Крым - 50 на 50. Сами они вряд ли откажутся от возможности предоставлять услуги. Но у российских компаний всегда будет соблазн любым способом расширить рынок предоставления своих услуг, в том числе за счет "вытеснения" украинских компаний.

О претензиях отключенных российских каналов

На сегодняшний день претензий от российских каналов нет. Мы еще на прошлой неделе письменно уведомили их о том, что приостанавливаем действие наших договоров в части трех телеканалов (доступ к одному из четырех телеканалов, названных СНБО и Нацсоветом по вопросам ТВ и радиовещания, мы и ранее не предоставляли).

Мы предполагаем, что регулятор также примет решение о временной приостановке доступа ко всем этим каналам. В этом случае такое решение будет 100% форс-мажором, как это определено в договорах с этими каналами. Поэтому мы и не ожидаем никаких претензий.

Мы рекомендовали Нацсовету обратиться в суд. Решение суда сможет поставить точку в возникшей спорном вопросе, относительно того, что телеканалы могут быть наказаны за распространение информации, противоречащей законодательству Украины. Мера наказания за это должна определяться судом.


О перспективах отрасли

Сейчас у Украины есть возможность за очень короткий промежуток времени, путем изменений законодательства, правил игры и персональных изменений в составе регуляторных органов, вырваться вперед в технологическом и экономическом развитии.

Мы можем принять за основу европейскую модель развития. В большинстве европейских стран существует единый государственный регуляторный орган, который выдает лицензии на использование каналов ТВ-вещания, выдает разрешения или регистрирует и ведет реестр провайдеров и операторов телекоммуникационных услуг. 

Это позволит сократить расходы на аппарат, нивелировать технологическое неравенство, существующее сейчас в подходах отечественных регуляторов, сократить количество видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, перейти на регистрационный принцип.

И, что немаловажно, это также снизит уровень коррупции. Наибольшая часть возмущений в стране происходила и происходит именно по причине тотальной коррупции.

Сегодня у нас есть реальный шанс стать лидером на постсоветском пространстве.

И если мы не воспользуемся этим шансом здесь и сейчас, то никакие решения не выдвинут нашу страну вперед. 

Сергей Бойко, 
президент компании Воля