На днях из России дошли вести о том, что Сбербанк купил 75% "ЯндексДенег". Хочу вас заверить, что эта сделка никак не повлияет на украинский  рынок, поскольку украинского рынка электронных денег практически не существует.  В свое время Украина не озаботилась развитием систем электронных денег, украинский рынок стал своеобразной ареной, на которой сражаются игроки других стран.

Наша политика "не пущать", регулировать и т.п. привела к тому, что сегодня этого рынка у нас нет. И дальше будет только хуже. Переломить эту тенденцию можно единственным способом: от политики регулировать и "не пущать" перейти к политике развивать. И только потом уже регулировать то, что было создано. Так что сейчас регулировать на украинском рынке нечего, потому что иностранные системы электронных денег регулировать мы не можем (и уж тем более представленные альянсами такого масштаба).

Это очень прискорбно, потому что изначально у Украины были неплохие шансы на развитие, неплохие технологии и свои специалисты. Сейчас же фактически у нас остался последний форпост - "Вебмани Украина":  компания финансово и юридически украинская, хотя технологии - зарубежные. И это наш последний бастион. Но если он падет, Украина будет отдана на растерзание международным финансовым "монстрам".
Сценарий такой пессимистичный, потому что государство делает все, чтобы украинские компании имели больше проблем, чем международные
Сценарий такой пессимистичный, потому что государство делает все, чтобы украинские компании имели больше проблем, чем международные. У людей, принимающих решения, нет осознания, что мы не можем регулировать этот процесс в мировом масштабе. Как следствие вместо того, чтобы его возглавить внутри страны, мы начали его подавлять, и в результате подавили. Так что к сожалению сегодня чисто украинские системы электронных денег совсем неконкурентны по отношению к мировым лидерам.

Похожая история когда-то случилась с IP-телефонией. На протяжении многих лет украинские ведомства, отвечающие за телекоммуникации, боролись с ней как с технологией, поскольку она отбирала хлеб у государственного Укртелеком. В результате, конечно, побороли, и у нас пропало целое поколение инженеров. У нас сейчас практически нет специалистов в этой области (или их исчезающе мало). И в этом месте Украина оказалась в отстающих.

Если сегодня кто-то  из читателей пользуется продуктом IP-телефонии, то это продукт не украинский. Это плата за безумие. В IP-телефонии мы платим за ошибки 2000-х, а в сфере электронных денег через пару лет мы будем платить за ошибки 2010-12-х. Однако на онлайн-платежи в Украине это не повлияет никак. Ведь деньги не терпят вакуума. А значит, всегда найдется заместитель.

Александр Ольшанский,
руководитель инвестиционного холдинга Internet Invest Group