Месяц назад мне посчастливилось побывать в Кремниевой долине. До этой поездки было любопытно, насколько справедлива поговорка "Не место красит человека, а человек место" по отношению к известной части Калифорнии. Ведь почти в каждой развитой стране пытаются создать собственные технологические центры, но достичь уровня Долины, никому так и не удалось. В чем же ее секрет?

Вряд ли существует универсальная формула, благодаря которой можно воссоздать Кремниевую долину в другой части мира. Ее резиденты любят говорить о том, что это место – результат эволюции, поэтому все попытки его скопировать будут лишены смысла. Им сложно не поверить, ведь история Долины, как технологического центра, насчитывает десятилетия. Она тесно связана со становлением крупнейших университетов США, военными исследованиями времен Холодной войны и зарождением полупроводниковой индустрии, что заложило вектор развития ИТ-индустрии.

Общение с резидентами Кремниевой долины вдохновляет на эксперименты и рассеивает иллюзии, потому что начинаешь четко видеть пропасть между нашим миром и тем, в котором зарождаются фантастические продукты и технологии.

Осторожно, "инновации"

Посещение Долины позволяет по-другому взглянуть на две вещи: масштаб бизнеса и корпоративные инновации. Глядя на технологические американские компании, начинаешь осознавать ограниченность работы на локальном украинском рынке. Глобализация и скорость распространения IT-продуктов стирают границы и заставляют по-другому смотреть на конкурентов, которых раньше ты вовсе и не считал таковыми. Все чаще молодые и дерзкие предприниматели выбивают землю из-под ног у больших корпораций. Почему Facebook купил Instagram? Компании на тот момент был год, но Марк Цукерберг заплатил за нее $ 1 млрд. Наверное, если бы он этого не сделал, Instagram мог бы составить неслабую конкуренцию Facebook.

В долине есть выражение Innovation Theatre. Оно очень точно отражает большое количество пустых технологических инициатив, которые можно встретить в Украине. Иногда это действительно выглядит как театр. Заводить себе CINO нынче признак хороших манер, но, как правило, за высокопарными речами и раздутыми штатами, кроется спектакль, который успокаивает мозг инвестора, но на выходе не дает компаниям ничего.

В долине есть выражение Innovation Theatre. Мне оно очень понравилось, потому что отражает большое количество пустых технологических инициатив, которые можно встретить в Украине

Инновации предполагают постоянное взаимодействие корпоративного бизнеса со стартапами. Часто западные компании отдают на аутсорс эту функцию. В таких компаниях есть менеджер, который ответственный за развитие инноваций, но сам поиск новых технологий и идей выполняет внешний подрядчик – специализированный акселератор. Он помогает определить необходимость компании-клиента в инновациях и занимается поиском стартапов способных решить эту задачу.

Это напоминает работу рекрутинговых агентств на рынке персонала. Таким образом, каждый занимается тем, в чем он компетентен и не распыляет свои ресурсы. Как правило, при условии хорошей работы обеих сторон, через полгода корпорация покупает подходящий ей стартап или становится его партнером, или даже клиентом.

Конфликтовать со всеми – норма

Местная экосистема, которая объединяет научные центры, штаб-квартиры технологических корпораций, инвесторов, всевозможные акселераторы и бизнес-инкубаторы делает переезд в Долину заветной мечтой для стартапов со всего мира.

Особого внимания заслуживает местная культура ведения бизнеса, в частности - отношение к рискам и неудачам. Тут бизнесмены и стартаперы воспринимают ошибки не как провалы, а как полезный опыт. Бытует мнение: чем больше раз ты ошибся, тем ближе ты к успеху. Такая философия кардинально отличается от украинских шаблонов мировосприятия. Нередко наши компании грешат в скорости принятия кардинальных решений и, скорее всего в критических, ситуациях будут создавать иллюзию жизнеспособности плана, при этом осознавая обратное. Лишь немногие способны открыто признать неудачу, еще меньше – принять ее как опыт, а не личное поражение. Не исключено что такая разница в принципах ведения дел связана с доступностью инвестиций, которые дают право на ошибку.

Тут в шутку отмечают, что в Кремниевой долине все конфликтуют со всеми, и это – норма

Конфликты и защита собственной идеи между резидентами Долины – интересный предмет для наблюдения, а дебаты Цукерберга с Маском об опасности, которую таит искусственный интеллект, яркий тому пример. Тут четко разграничивают конфликты – деструктивный, основанный на манипуляции эмоциями, и здоровый – когда спор имеет конструктивный характер.

Считается, если у вас никогда не было противоречий и споров на работе – значит, вы не умеете отстаивать свою позицию. Тут в шутку отмечают, что в Кремниевой долине все конфликтуют со всеми, и это – норма.

Кремниевая долина – это Мекка либертарианства. Культура свободного предпринимательства напоминает целый культ в этих краях. Возможно, благодаря ему дерзкие и смелые интерпренеры и сметают на своем пути бизнес-идолов, на историях о которых они и сами выросли.

Анна Ткаченко, директор диджитал-направления и директор по стратегии и развитию 1+1 медиа