Комментируя ситуацию с компанией Фринет, можно сказать, что, к сожалению, за последнее время правообладатели так и не начали широко использовать существующие судебные и хозяйственные механизмы защиты собственных прав. Пока что упор идет на милицейскую дубинку, и из-за этого так часто происходят обыски.

Естественно неприятно слышать, что был изъят сервер. Очень стоит надеяться, что это не навредило правам других лиц, которые могли хранить на сервере свой легальный контент. Но если вслед за этими действиями не будет никакого гражданского или хозяйственного иска, не будет доказан ущерб в судебном порядке, тогда можно будет констатировать, что кризис защиты объектов авторских прав в Украине продолжается. И во многом причиной этому являются не пользователи, а сами правообладатели, которые не могу собраться с духом и в судебных заседаниях открыто отстаивать свои права.

Рассуждать, было ли обязательным в данной ситуации изъятие серверов, не зная всех нюансов дела, сказать сложно. Но рискну предположить, что правонарушение могло быть доказано путем фиксации информации, фиксации веб-страниц, фиксации IP-адресов, опроса лиц.
За последнее время правообладатели так и не начали широко использовать существующие судебные и хозяйственные механизмы защиты собственных прав. Пока что упор идет на милицейскую дубинку, и из-за этого так часто происходят обыски
Что интересно, ни один правообладатель до сегодняшнего дня, ни один юридический представитель, не говоря уже о самих правоохранительных органах, никогда не был замечен в возмещении ущерба тем лицам, которые понесли потери в результате изъятия носителей информации. Ведь сложно же предположить, что 100% пользователей файлообменника хранили свой контент нелегально.

Фринет - это субъект хозяйствования, у него есть имущество, есть счета. Если бы правообладатель реально хотел возместить свой ущерб, иск о взыскании денежных средств был бы полностью адекватной мерой.

Ситуация с ex.ua обнажила все указанные проблемы: и интересы других пользователей, и границы милицейского вмешательства на стадии следствия, и адекватность следственный действий. Однако далеко не все участники этих правоотношений готовы делать выводы.

А пока, по сути, борьба идет с помощью милиции. Причем, к сожалению, милиция выступает только как инструмент. И с точки зрения налогоплательщиков стоит обратить внимание, что стоимость расследования такого рода преступления зачастую выше, чем нанесенный ущерб.

Артем Афян,
управляющий партнер ЮК Юскутум