Гусь наш. Как плагиатор из “ДНР” украл чужие шутки и получил бан
c937e6479ea1d7921d7ea0c51fa41af3.jpg

Известная украинская Facebook-страница Гусь на днях оказалась в центре интернет-кейса о плагиате. Один пользователь (судя по информации в профиле Facebook - из оккупированного Донецка) использовал изображения персонажа для раскрутки собственных страничек в разных соцсетях. Вскоре поддельная страница получила бан в Facebook, а автор ищет способы блокировки плагиатора на других площадках.

В чем суть гусиной войны?

Автор вымышленного персонажа Надежда Кушнир запустила паблик 13 октября 2016 года. За 14 месяцев страница рисованной птицы с колким суржиком собрала больше 100 тысяч подписчиков. Каждый пост в среднем получает 1,5-3 тысячи реакций и несколько сотен репостов.

Гусь довольно быстро вышел в офлайн - в виде сувенирной продукции, одежды с принтами, книг, календарей. А в июле 2017 года Приватбанк даже выпустил платежную карту с изображением персонажа.

На плагиат Надежда жаловалась давно. Зарегистрированная торговая марка и ISBN (международный стандартный книжный номер) от этого не спасли. В разных социальных сетях ее детище всплывало без указания на источник или к нему приклеивались другие популярные шутки и интернет-мемы.

Самым активным копирователем Гуся оказался некий Стас Шумаков. Он создал альтернативные страницы во Вконтакте, Facebook, Instagram и сначала просто брал оригинальные изображения и менял на них тексты. На его личном профиле также много репостов СМИ так называемой ДНР, а также статей о правильности политики Путина в отношении Донбасса.

Гусь наш. Как плагиатор из “ДНР” украл чужие шутки и получил бан
Переписка Кушнир и Шумакова

Позже - видимо, после обращения к нему Кушнир и ее агентства - он начал немного “модифицировать” внешний вид Гуся - чтобы подчеркнуть отличие, если вдруг начнут разбираться модераторы. На диалог с создательницей не шел.

Позже Шумаков взялся за присвоение других персонажей - например, Крошки Ши, популярной белки авторства россиянки Леси Гусевой. В некоторых картинках он смешивал идеи Гуся и Крошки Ши, благодаря чему авторы познакомились между собой и создали совместный пост.

Вскоре Facebook-страница фейкового Гуся была заблокирована. По словам Ирины Громовой, маркетинг-директора агентства ArtNation и представителя Надежды Кушнир, соцсеть закрыла плагиат силами обращения самой Надежды, агентства и фанов, которые подавали жалобы. “Дальнейшие шаги планируем, сейчас фокусируем усилия на закрытии фейкового аккаунта в Инстаграме”, - добавила Громова.

Гусь наш. Как плагиатор из “ДНР” украл чужие шутки и получил бан
Скриншот комментариев пользователей

Почему об этом вообще нужно говорить?

Проблема воровства контента - не вчерашняя. С ней сталкиваются многие создатели идей, особенно в соцсетях. Указание автора или исходной ссылки на оригинальный текст или изображение часто остается на усмотрение того, кто его перепубликует. Сама соцсеть никак не ограничивает копированный контент в выдаче в отличие от поисковых систем, которые постоянно ужесточают требования к веб-сайтам и, например, уникальным текстам. Разбирательства по вопросу авторских прав через суд возможны, но занимают продолжительное время.

Единственным более-менее оперативным инструментом справедливости остаются жалобы администрации соцсети. Которая, в свою очередь, тоже осторожно подходит к вопросу бана нарушителя - особенно, если текст или изображения хотя бы минимально отредактированы.

Гусь наш. Как плагиатор из “ДНР” украл чужие шутки и получил бан
Ответ администрации Вконтакте по ситуации с Гусем

“Авторские права не носят территориальный характер и имеют силу во всем мире. При этом не обязательно иметь регистрации - авторские свидетельства. В конфликтах, подобных истории с Гусем, как минимум опираются на даты создания страниц и постов”, - отмечает Наталия Владимирова, управляющий партнер Prima Veritas.

Если с Facebook вопрос решился, то с остальным соцсетями он открыт. Например, по причине блокировки в Украине российского Вконтакте Надежда Кушнир не заводила там официальную страницу. Но у плагиатора это одна из активных площадок для нагона аудитории. Если даже автор Гуся заведет там страницу, для Вконтакте она уже будет вторичной и опереться на даты создания не получится.

Читайте также - После Инкома. Как Александр Кардаков становится стартапером

Зачем вообще воровать контент? Это способ привлечения новых подписчиков в группы, а значит - и дальнейшей монетизации. Чем многочисленнее аудитория, тем желаннее сообщество становится для рекламодателей, тем дороже можно продавать посты. Да и на несогласованной продаже сувенирной продукции с любимыми шутками тоже можно хорошо заработать.

Создателям оригинального контента остается надеяться на адекватность работников техподдержки в социальных сетях. И, конечно, на лояльность фанов, которые “проголосуют лайком” за публикации настоящего автора. Не поленившись параллельно подать жалобу на плагиаторов.