Пожары в Украине. Как узнать, что ваш дом, отель или хоспис опасны для жизни? И что делать
На месте пожара в Одессе, торгово-экономический колледж (Фото: ГСЧС в Одесской области)

21 января Украину всколыхнула новость о масштабном пожаре в двухэтажном частном доме престарелых "Золотое время" в Харькове. Во время пожара в здании находились 33 человека, 15 пенсионеров погибли, еще 11 пострадали. 23 января в Украине объявили днем траура. 

Всего за четыре дня до того, 17 января, пожар произошел в гостиничном комплексе Arcadia Apartments в Одессе, недалеко от центрального пляжа "Аркадия". В результате погибли два человека. 

Для Одессы это не первое трагическое событие. 16 сентября 2017 года пожар в детском лагере "Виктория" унес жизни трех детей, еще троих госпитализировали. Девять человек погибли в результате пожара в одесской гостинице "Токио Стар" в августе 2019-го. Спустя четыре месяца, в декабре 2019-го, пожар произошел в Одесском колледже экономики в центре города. Эта трагедия унесла жизни 16 человек, более 30-ти пострадали.

Почему так происходит, как каждый из нас может оценить минимальный уровень безопасности, заселяясь в отель, находясь в бизнес-центре, школе, и что делать, если есть риски для жизни и здоровья? LIGA.net поговорила на эти темы с экс-советником министра по чрезвычайным ситуациям Константином Гринчуком. Приводим главные выводы из беседы. 

Как оценить минимальный уровень безопасности в отеле, хостеле или хосписе? Проявите любопытство. Окиньте взглядом помещение — есть ли на потолке датчики пожарной сигнализации, закреплены ли на стене огнетушители? Проверьте, есть ли на окнах решетки, —  этого нельзя делать, если заведение рассчитано на более чем 50 человек. Кроме того, в каждом номере гостиницы должны быть правила противопожарной безопасности и инструкции по действиям в экстремальных условиях, схемы эвакуации.

Поинтересуйтесь или сами найдите аварийный выход и попробуйте открыть дверь. Хорошо, если открывается — просмотрите, не заслонен ли проход лишними предметами, например, мебелью, ящиками. Если все хорошо — оставайтесь, что-то смущает — подумайте, стоит ли задерживаться. 

У каждого заведения свои нормы противопожарной безопасности. Они просчитываются на этапе строительства. Например, в проекте пансионата необходимо учесть широкие коридоры, специальные лифты с тамбур-шлюзами, куда бы поступал воздух в случае задымления.

Есть много решений.

Но Харьковская трагедия — пожар в частном пансионате для пожилых людей "Золотое время", показал: ни одно из решений не было применено. Ситуацию ухудшили решетки на окнах и высокое крыльцо закрытого типа.

Пожар в частном доме престарелых "Золотое время" в Харькове, фото: Укринформ
Пожар в частном доме престарелых "Золотое время" в Харькове, фото: Укринформ

Интересная ситуация с небоскребами. Здания выше 73,5 м — выше 25 этажей — должны находиться в первой категории энергосодержания. То есть перерыв в электроснабжении в этих зданиях может привести к несчастным случаям, выходу из строя целых комплексов оборудования. Небоскребы должны быть обеспечены дизельными генераторами — так, если свет в здании выключится, то они обеспечат работу системы безопасности. Кроме того, должны быть дополнительные технические этажи, круглосуточная диспетчеризация.

Нередко застройщики сдают в эксплуатацию 25 этажей, после чего нелегально достраивают еще пару этажей, чем экономят миллионы на системах безопасности, подвергая риску жизни людей.  

Куда жаловаться, если вы обнаружили нарушение правил пожарной безопасности? В первую очередь, позвоните в Единый центр обращений граждан города (номер 1551 для Киева), напишите обращение в полицию, ГСЧС, районную администрацию — опишите проблему со ссылкой на нарушение СНиП (ДБН — укр.) и приложите фотодоказательство. Это правонарушение, как правило, попадает под статью про самоуправство.

Запомните, главным ответственным лицом, согласно кодексу гражданской защиты, является глава районной администрации.

Люди гибнут не от неисправной проводки или замыкания обогревателя — любой обогреватель рано или поздно замкнет или перегорит. Он, конечно, должен иметь несколько степеней защиты против замыкания, и автомат в щитке должен мгновенно сработать — обесточить поступление электроэнергии при коротком замыкании либо перегрузке в сети. Но все это невозможно контролировать.

Бомба замедленного действия — некорректный проект здания, игнорирующий нормы противопожарной безопасности. 

Константин Гринчук, фото: day.kyiv
Константин Гринчук, фото: day.kyiv

После пожара в российском торговом центре "Зимняя вишня" в 2019 году, в котором погибли 60 человек, власти Украины обеспокоились. Поручили проверить украинские ТРЦ, больницы, школы и другие заведения на соблюдение правил пожарной безопасности. Масштабные проверки выявили 15 000 нарушений. В суды были поданы иски на закрытие всего 37 объектов. По моим данным, их так и не закрыли.

После трагедии в одесском торгово-экономическом колледже в 2019-м, когда в результате пожара погибли 16 человек, власти снова обеспокоились. Владимир Зеленский издал указ — разработать системный закон о повышении роли ответственности пожарной безопасности. Закона до сих пор нет. Коллективная безответственность привела к новым трагедиям уже в 2021-м.

Стоит обратить внимание на жилой фонд в исторической части Одессы. Он довольно старый. Большинство домов построены из дерева, ракушечника, прессованной соломы. Поэтому, если там начинается пожар, то "поймать" его очень сложно, огонь распространяется моментально. Наглядный пример — пожар в торгово-экономическом колледже в центре города.

Пожар в торгово-экономическом колледже в Одессе, фото: 24tv
Пожар в торгово-экономическом колледже в Одессе, фото: 24tv


Украинское законодательство – неидеальное, коррупция усугубляет ситуацию, но есть и человеческий фактор. Например, здания в Дубае оборудованы самыми современными системами противопожарной защиты. Но в 2015-м там несколько часов горел один из самых высоких жилых небоскребов мира. Противопожарная тревога срабатывала в здании очень часто, но каждый раз сигнал оказывался ложным. Пожарные системы становятся обыкновенными механизмами, если ими неправильно управлять. Системами управляет компьютер, но, в конце концов, компьютер включает человек.