Самдострой: как инвесторам удалось оживить "убитый" недострой
Известный украинский журналист-расследователь Дмитро Гнап недавно опубликовал информацию, что у жены первого заместителя министра кабмина Олега Паракуды есть квартира в элитном жилом комплексе по ул. Богдана Хмельницкого, 58а. Гнап даже оценил ее стоимость в 5 млн грн. Для участников рынка недвижимости это удивительная информация. Нет, конечно, не та, что у чиновника нашлась дорогая недвижимость. Адрес, который указал Гнап - многолетний недострой крымской компании Консоль и $200 000 слишком высокая цена за квартиру в доме.
Оказалось, что журналист не ошибся, квартиры в этом доме действительно продают за сотни тысяч долларов. Оказалось, что владельцы большинства квартир смогли организоваться и уже почти достроили этот дом. Для Киева это уникальный случай
Успешный результат
Крымская компания Консоль, совладельцем которой был экс-председатель Верховной Рады Крыма Владимир Константинов, начала строить высотку на Богдана Хмельницкого еще в 2003 году. Проект привлек внимание инвесторов, и вскоре все жилье в комплексе было раскуплено. Застройщик планировал ввести здание в эксплуатацию еще в 2005 году. Дом не был сдан не в этом, не в следующем году. В 2007-ом здание было готово практически на 90%, но работы приостановлены - инвесторы забили тревогу. "Строительная компания изображала активность, а на площадке работало до десяти человек. Мы также узнали, что вся недвижимость в доме в залоге при получении кредита", - рассказывает собственник квартиры и один из участников инициативной группы, который пожелал остаться неназванным.
Следующие три года ушли на формирование инициативной группы и поиски выхода из положения. В 2010 году большинство владельцев квартир согласились скинуться по $127 с каждого квадратного метр на завершение работ. Примечательно, что работы должна была закончить та же Консоль. Но все средства переводились на специальный счет, за использованием которых следили сами покупатели квартир. За дополнительные деньги удалось установить крышу, завершить остекление фасада, а также поменять трубы и проложить силовые кабели на прилегающих к дому улицах. Разрешение на выполнение всех работ получала инициативная группа, представители которой активно ходили по всем инстанциям, поскольку в Консоли на то время трудилось всего два человека, рассказывает собеседник издания. "Мы постоянно подталкивали представителей застройщика, и в декабре 2013 год дом удалось ввести в эксплуатацию. Через несколько месяцев сотрудники строительной компании исчезли", - говорит он. И добавляет, что решением Верховного суда удалось вывести дом из-под залога.
Сразу же после этого было создано ОСМД Фундуклеевский, представители которого занялись решением всех проблем, говорит исполнительный директор этого ОСМД Игорь Ганоцкий. Например, киевская администрация отказывалась присваивать дому адрес, аргументируя это тем, что Консоль не уплатила все необходимые суммы в бюджет города. Решить этот вопрос жителям удалось через суд. "Сейчас покупатели квартир занимаются оформлением права собственности на свое имущество", - рассказывает Игорь Ганоцкий. Это тоже приходится делать через суд, поскольку регистраторы отказывают оформлять такие документы.
Игорь Ганоцкий рассчитывает, что приступить к ремонтам жители дома смогут весной следующего года. Но для этого необходимо проверить все внутренние коммуникации - лифты, насосы, кабеля и пр., которые были установлены практически десять лет назад и нуждаются в ремонте или замене. "Около 30 жильцов, преимущественно больших по площади квартир, не сдали деньги на достройку дома. Речь идет о суммах, в размере от $10 000 до $90 000", - называет представитель инициативной группы источник финансирования этих работ и добавляет, что часть должников возвращают деньги. На всех остальных будут поданы иски в суд.
Читайте также: Днепровские башни: сносить нельзя достраивать
Единственный случай
Владельцы жилого комплекса Фундуклеевский - первые в столице, кому удалось достроить свой жилой дом, говорит первый заместитель директора Департамента строительства и жилищного обеспечения Киевской городской государственной администрации Сергей Данилович. "Больше таких успешных случаев я не знаю", - говорит он. В качестве примера он приводит жилой комплекс Три Богатыря, который расположен на ул. Борщаговской. Его инвесторы получили право аренды на землю под комплексом, но так и не смогли найти общий язык. Сергей Данилович рассказывает, что принимал участие в собраниях инвесторов, но это не дало результата.
Всего же в столице, по данным Киевской администрации, расположено 116 недостроев. У местных властей пока нет понимая, как поступать с этими объектами. Ранее первый заместитель главы Киевской администрации Игорь Никонов говорил, что администрация разрабатывает законопроект, согласно которому все недострои будут продаваться с аукциона либо достраиваться за деньги инвесторов.
Читайте также: Никонов: Мы просто не умеем говорить так, как в Одессе иЛьвове
Партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Максим Копейчиков говорит, что инвесторам трудно самим достроить дом. "Есть организационные сложности - где найти списки покупателей квартир?", - называет он банальную, но труднорешаемую на практике проблему. Помимо этого владельцам объектов недвижимости необходимо доплатить значительные суммы не только на достройку объекта, но и на юридическое оформление всех документов для ввода объекта в эксплуатацию. Люди отдавшее на покупку квартиры последние деньги и влезшие в долги часто просто не могут доплатить еще 20% -50% от первоначальной стоимости квартиры.