Борьба с самовольной застройкой - один из главных пунктов программы киевского мэра  Виталия Кличко. Но, несмотря на  заявления, раз в пару месяцев в столице "гремит" очередной "жилищный" скандал: многие застройщики, как и прежде, начинают строительство не имея разрешительной документации. Сколько всего объектов в столице строится с нарушениями - не знает никто:  у каждого контролирующего ведомства своя статистика. Например, по сводным данным районных администраций, проблемных строек в Киеве сегодня 53. А по данным Департамента земельных ресурсов КГГА, таких объектов едва ли не втрое больше - 146.

Очередная попытка столичных властей навести порядок - создание Межведомственного центра мониторинга застройки города Киева, который возглавил сам мэр Виталий Кличко. Своим первым заместителем по контролю работы Центра мэр назначил действующего замглавы КГГА Павла Рябикина.

О том, зачем в режиме жесткой экономии понадобилось создавать новую службу, как она будет наводить порядок на столичных стройках, и откуда на это все взять деньги, ЛІГАБізнесІнформ рассказал сам Павел Рябикин.


- Павел Борисович, расскажите вкратце, зачем понадобилось открывать целую новую службу - Межведомственный центр мониторинга застройки города, чтобы решить проблему стихийной застройки?

- Система градостроения, существовавшая в период ранней независимости, за последние шесть лет претерпела кардинальные изменения, была полностью демонтирована. Если раньше городские власти выделяли землю, выдавали архитектурно-планировочное задание, согласовывали проект на Градостроительном совете, после этого ГАСК (Государственный архитектурно-строительный контроль - Ред.) открывал разрешения на строительство, осуществлял контроль над строительством, принимал здания в эксплуатацию, а БТИ регистрировало право собственности, то городская власть несла реальную ответственность, имела механизмы контроля каждого из этих этапов градостроительного цикла. После принятия нескольких законодательных актов, в особенности закона "О градостроительной деятельности" 2010 года, произошло следующее.
Мы часто выдаем градостроительные условия на малоэтажную застройку, а имеем высотные дома, потому что ГАСК проигнорировал условия.
Город выдает землю, определяет целевое назначение, выдает градостроительные ограничения, и на этом - все. Функции города, с точки зрения контроля прохождения процесса его регистрации, заканчиваются. Дальше это переходит в Минрегион с ГАСКом, который регистрирует декларацию, вводит в эксплуатацию, при этом, надзорная функция у него осталась только по "высоким" категориям (3, 4 - сложные инженерные объекты, высотное строительство - Ред.), по малым категориям он даже не контролирует качества выполнения работ. После этого Госрегистрационная служба Министерства юстиции проводит регистрацию. При этом, она совершенно не проверяет, уплатил ли застройщик паевое участие в момент, когда он сдает дом, служба же этот момент не контролирует, а застройщик не платит. И когда застройщики поняли, что нарушен этот цикл, с точки зрения его контроля и сопровождения, мы спровоцировали их на недобросовестные действия.

Когда это было сконцентрировано в одних руках, мы могли на этапе принятия в эксплуатацию поставить решением Киевсовета оплату паевого участия как условие принятия в эксплуатацию. Не оплатил паевого участия - не принимается в эксплуатацию, и не регистрируется. Сегодня же город, выдав землю и определив условия, город даже не имеет механизмов проверки, насколько выданные градостроительные условия соблюдаются. Мы часто выдаем градостроительные условия на малоэтажную застройку, а имеем высотные дома, потому что ГАСК проигнорировал условия.

- Но они тоже сейчас ограничены в проведении проверок…

- Речь идет не о проверках, а о том, что декларативный принцип создает возможности для нарушений недобросовестным субъектам , они верят на слово, и не включили в свои требования сдачу им градостроительных условий ограничений. Поэтому возникла ситуация, которую мы имеем сейчас в Киеве.

- По подсчетам Центра, сколько объектов в Киеве строятся самовольно, без каких-либо разрешений, условий?

- Нами идентифицировано как самовольное строительство 52 объекта. Это то, что уже однозначно можно так идентифицировать в соответствии с законом. В стадии анализа у нас находится еще порядка 80-ти участков, которые могут быть идентифицированы также. В общей сложности, у нас есть вопросы по соблюдению тех или иных норм и процедур, если взять весь цикл, о котором я рассказал, по более чем двумстам объектам. Еще целый ряд объектов существуют со свидетельствами на право собственности, и являются такими, которые не могли быть признаны объектами недвижимости.

- Например?

- Например, 32-этажный дом, сданный всего с одним лифтом. Далее, когда дом проектировался как 9-этажный, фундамент проектировался под 9 этажей, а построено 32 этажа. Я боюсь, что мы можем стать свидетелями того, как этот дом не выстоит в ближайшее время. Здесь сказать, что у нас есть готовое решение подобных проблем - не могу, и не понимаю, кто может взять на себя ответственность по сдаче таких зданий в эксплуатацию. Также у нас есть выписка из реестра о праве собственности на объект, который представляет собой обычный съемный МАФ, а право собственности выдано на основании решения суда без присвоения ему элементарного почтового адреса.

- Явно не одним из столичных судов?

- Да, как правило, это районные суды областей, географически удаленных от Киева. Есть и объект, который был сдан еще десять лет назад, и люди там десять лет назад в обмен на свои деньги получили сначала инвестиционное соглашение, а потом ключи от квартиры. И больше ни одного документа, хотя они живут там уже 10 лет. Ни свидетельства о праве собственности, ни каких-либо иных документов кроме инвестсоглашения у них нет. Дом сдавался в эксплуатацию как двухэтажный гаражный комплекс.

- Чей это объект?

- Это все объекты Укогруп. Это совершенно безоговорочный лидер по всем нарушениям.

СПРАВКА

Укогруп - столичный застройщик, работающий на рынке с 1998 года. Основными направлениями деятельности компании в самом начале работы значились высотное строительство и развитие нового для того времени направления на рынке недвижимости - строительства и девелопмента многофункциональных комплексов (МФК).  Руководитель и учредитель корпорации - Анатолий Войцеховский.

Укогруп  - группа  дочерних компаний (всего около 17-ти), также участвующих в возведении скандальных строек. Самые известные из них - "УКО-Капитал", "УК Сити Груп", "Укоінвестбуд", "Мега-Сити", "Мегаполисстрой", "Эверест Плюс".  Войцеховский ранее числился в учредителях таких "долгостроев" как МФК Mega City на Харьковском шоссе, ЖК "Печерский бастион", и другие. Фактически, за каждой из компаний-дочек в структуре Укогруп числится хотя бы один долгострой, незаконно построенный или так и не сданный в эксплуатацию объект. За все время работы группа компаний построила и сдала 11 объектов (ЖК и МФК), большинство из которых являются лишь отдельными секциями и очередями крупных объектов, расцениваемых столичными властями как проблемные. На разных стадиях готовности находятся еще более сорока строек, признанных проблемными по разным причинам: от незначительных отклонений от проекта застройки до самовольных масштабных строек без каких-либо разрешений от ГАСКа и местных влестей.


- Вернемся к Центру. Как его работа должна помочь в их решении?


- Центр мониторинга - это та структура, которая как раз призвана наладить координацию между различными городскими службами, министерскими и силовыми, которые должны взаимодействовать в устранении таких ситуаций. Хотя такая мониторинговая служба даже не предусмотрена законодательно, но это то, чего требует от нас жизнь. Ну и естественно, результаты мониторинга должны быть как-то донесены до общественности, и с этой целью мы создали портал. Сегодня мы опубликовали на нем информацию о 32-х первых участках. Для принятия информации от горожан предусмотрен колл-центр 1551, прямой телефон Центра мониторинга, страница на Facebook и адрес электронной почты. Ответная информация будет либо в виде ответа на обращение гражданина, либо в виде соответствующей публикации на сайте.

- Горожане смогут найти всю интересующую информацию на портале, силовым ведомствам данные передаете вы. Как планируете работать с застройщиками?

- В рамках Центра мониторинга мы открываем консультационную службу для застройщиков, с тем, чтобы в случае небольших незначительных нарушений, у них была возможность их устранить, поскольку мы, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы люди, которые потратили деньги, получили свои квартиры. В рамках деятельности центра мы создадим консультационную платформу, где мы застройщикам будем говорить "Хорошо, мы поможем вам ввести объект в эксплуатацию, но это потребует от вас мероприятий инженерного характера, юридического характера - получения и оформления соответствующих документов, и мероприятий экономического характера - уплаты паевого участия".

- Что от застройщика в этом плане можно потребовать? Он вряд ли разберет лишние этажи здания…

- Совершенно верно. Как минимум, провести какой-то комплекс инженерных мероприятий по усилению существующих конструкций. Я еще помню времена, когда в 70-е годы пытались решить вопрос недостатка лифтов в малоэтажной застройке, "навешивая" наружные лифты в 5-6-этажных домах. Если есть возможность сейчас сделать то же самое - заставить застройщика обустроить наружные лифты - это уже выход.

- Сколько бюджет города недополучает от деятельности таких застройщиков?

- Только по объектам Укогруп недоплата в бюджет города в виде паевого участия составляет десятки миллионов гривень. Это только экономическая составляющая, есть еще и техническая. Ненадлежащее исполнение инженерных работ требует принятия срочных мер по усилению безопасности горожан.

- Как получилось, что один застройщик много лет работает по отработанной схеме, и нет возможности остановить его деятельность? Кто в этом виноват?


- К сожалению, здесь речь идет не только о добросовестности застройщика, но и о настроениях граждан, которые считают, что "я куплю подешевле, а там будет как будет". Но простите, покупая квартиру, которая стоит полмиллиона гривень, вам тяжело проконсультироваться за 3000 гривень с юристом, который все проверит и скажет, что здесь не все документы в порядке? Это вопрос безответственного отношения к собственным инвестициям. Бизнесмен, который тратит свои деньги на неоправданные риски, - теряет деньги, и он этим наказывается. Я думаю, что в данном случае позиции бизнесмена, неразумно вложившего деньги и инвестора, неразумно купившего квартиру, ничем не отличаются. Если говорить о застройщике Укогруп, при прошлой власти их "крышевал" заместитель генерального прокурора, это всем известная фамилия, этот человек лоббировал и защищал их интересы. Сейчас, судя по нынешней ситуации, они, видимо, находятся в поиске новой крыши. Мы часто встречаем самых неожиданных людей, начиная с народных депутатов, и заканчивая представителями правоохранительных органов, которые спрашивают "А вот в этом объекте нельзя ли как-то решить вопрос?". Ответ - нет.
Если говорить о застройщике Укогруп, при прошлой власти их "крышевал" заместитель генерального прокурора, это всем известная фамилия, этот человек лоббировал и защищал их интересы. Сейчас, судя по нынешней ситуации, они, видимо, находятся в поиске новой крыши.

- А что предлагают?

- Предлагают нам назвать условия, на которых мы бы решили вопрос и смогли бы помочь.

- Сами представители Укогруп на контакт не выходили?
- Пока всем известный собственник Укогруп Войцеховский на диалог не идет,  с ним нет никакого контакта, правоохранительные органы расследуют дела по ряду его объектов. У меня есть таблица о результатах различных расследований (уголовных и досудебных) в отношении Укогруп. Сказать, что это все неэффективно - ничего не сказать.

- Как контролировать силовые ведомства? Где гарантия, что даже когда Центр заработает полноценно, исправно передавая все дела силовым ведомствам, все не останется на том же месте?
- Я думаю, что единственный способ контроля силовых ведомств, которые должны защищать интересы киевлян, - это общественный контроль и контроль прессы. Поэтому на всех встречах с журналистами мы всегда передаем список объектов, по которым информация передана  в силовые органы. Нужно регулярно требовать от них отчет, потому что мы часто получаем ответ о том, что тут следственные действия, информация - тайна следствия. Когда эти вопросы будут публичными, будет работать хороший механизм давления на чиновников, чтобы они работали эффективно, и у  них не возникали мысли это дело потерять или отложить, или забыть о нем.

- Сколько средств выделено на работу Центра из городского бюджета?

- Пока что мы создали Центр за счет оптимизации внутри наших департаментов. То есть это реструктуризация и перераспределение расходов в рамках существующих планов. Хотя понятно, что это большой кусок работы, и для того, чтобы все заработало эффективно, необходимо будет искать дополнительное финансирование. Пока выходим из имеющихся у нас ресурсов в рамках существующего бюджета. Сейчас мы делаем это больше на энтузиазме и желании навести порядок, но я думаю, что месяц-два работы, и мы будем понимать необходимый объем расходов, но обходиться это будет явно недешево. По сути, мы сейчас в каждом районе имеем оперативные группы, созданные на базе инспекторов благоустройства, землеустроителей, представителей районных архитекторов, которые осуществляют мониторинг на земле. Плюс те люди, которые сводят всю информацию. Задействовано во всей структуре порядка 300 человек. Если взять это как отдельное структурное подразделение, даже по существующим зарплатам, можно представить необходимый объем финансирования. Пока у нас есть резервы для оптимизации расходов.