Когда в начале года появились первые публикации об остановке незаконного возведения четырех жилых комплексов и их возможном сносе, мало кто в это поверил. Даже сами инвесторы строительства ЖК "Мозаика", "Схидна Брама", "Жемчужина Троещины", "Сосновый Бор", доверившиеся в свое время Анатолию Войцеховскому, не обратили внимания на тревожные новости. Ведь где это видано, чтобы сносили почти готовые дома? Действительно, в Киеве, еще относительно недавно пережившем строительный бум, не было прецедентов сноса почти готовых ЖК. Что же поменялось?

В мире к незаконному строительству относятся однозначно. Например, в Великобритании для сноса такой стройки даже не нужно решение суда. Если в ходе проверки были выявлены любые факты нарушений, например пристройка дополнительных этажей или нецелевое использование участка, застройщика не только оштрафуют на приличную сумму, но и обяжут провести демонтаж за свой счет. В Испании придерживаются такой же тактики. При этом город не обязан выплачивать компенсацию инвесторам жилья. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Нужно было грамотно составлять контракт!

В Великобритании для сноса незаконной стройки даже не нужно судебное решение. Если в ходе проверки были выявлены любые факты нарушений, например пристройка "дополнительных" этажей или нецелевое использование участка, застройщика не только оштрафуют на приличную сумму, но и обяжут провести демонтаж за свой счет

Но есть и другая сторона медали. В Европе без соответствующего разрешения нельзя краской другого цвета покрасить забор, не то что начать строительство. У нас же каждый второй застройщик хоть раз, но находил лазейки для обхода закона. Понятно, что рано или поздно любому беспределу приходит конец. Вот и взялись наводить порядки. Взялись, надо сказать, правильно: согласно закону "О регулировании градостроительной деятельности" Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) в случае выявления факта самовольного строительства объекта имеет полное право потребовать от застройщика устранения нарушений. Если же застройщик не прислушается к требованиям, разбирательство переходит в судебную плоскость. По решению суда самовольно построенный объект подлежит сносу за счет застройщика или, в случае банкротства последнего, за счет средств из местных бюджетов. К слову, счет немалый.

С точки зрения законодательства, демонтаж незаконной застройки - абсолютно обоснованное решение. Не обоснованно другое - избирательное использование закона. Только по официальным данным, в Киеве более 200 незаконных стройплощадок. Большинство из них, правда, уже перешли от нулевого этапа строительства до строительно-монтажных работ и успели построить первые этажи. Но здание на два-три этажа и жилой комплекс на несколько секций - не одно и то же. Так почему же решение по демонтажу вынесли только относительно уже практически готовых жилых комплексов? А что с теми, которые начали строиться? Почему инспектирующие органы не останавливают остальные стройки? Может, они ждут, пока застройщик достроит недостающие этажи, а отдел продаж продаст жилье еще большему количеству наивных инвесторов?

Если из более двухсот самостроев для демонтажа выбираются четыре самых больших, иначе как публичной поркой все это назвать нельзя. Вместе с застройщиком наказывают и несколько тысяч обыкновенных киевских семей. Хотят ли они участвовать в этом показательном мероприятии? Наверное, нет.

Давайте смотреть правде в глаза: если бы дело было только в соблюдении законности строительства, представители инспектирующих органов должны были бы появиться на всех стройплощадках из списка межведомственного центра мониторинга незаконных застроек. А если из более двухсот самостроев для демонтажа выбираются четыре самых больших, иначе как публичной поркой все это назвать нельзя. Застройщика наказывают. И, откровенно говоря, наказывают справедливо. Но вместе с ним наказывают и несколько тысяч обыкновенных киевских семей. Хотят ли они участвовать в этом показательном мероприятии? Наверное, нет. Если рассматривать все незаконные застройки, кроме масштабных ЖК на несколько секций есть и другие объекты на разных этапах готовности. Но вокруг них нет такого резонанса со стороны инспектирующих органов - их почему-то пока сносить не собираются.

Многоквартирные жилые комплексы выбраны неслучайно. Если бы речь шла о демонтаже объекта на начальных этапах строительства, у компании еще оставался бы шанс свернуть строительные работы и тем самым избежать разбирательств. Но когда уже построены две секции из пяти, когда уже проданы квартиры и будущие владельцы стоят в очереди на получение документов и ключей, деваться некуда. Такие сложные ситуации, как незаконная застройка, должны рассматриваться публично. Но принцип публичности должен быть одинаково применен ко всем без исключения участникам процесса, в том числе и к ГАСИ. Почему инспектирующие органы только сейчас начали бить тревогу? У них было минимум один-два года, чтобы остановить незаконное строительство. Куда полезнее избирательной порки было бы привлечь к ответственности всех виновных. Это помогло бы не допустить повторения таких случаев в будущем.   

Автор - Глава правления Ассоциации инвесторов жилья Олег Петровец