В начале месяца заместитель главы КГГА Анна Старостенко заявила, что в Киеве 1300 памятников архитектуры требуют официальной регистрации в Государственном реестре недвижимых памятников Украины.

Внезапно оказалось, что около 1300 памятников архитектуры Киева не зарегистрировано в Госреестре недвижимых памятников Украины. Как я понимаю, в КГГА спохватились на этот счет после того, как суд признал отсутствие охранного статуса у Замка Барона на Ярославовом валу.

Как-то так оказалось, что роскошное столетнее здание, один из символов Киева с уникальными украшенными изразцами каминами... можно просто снести! Или надстроить ему несколько этажей или мансарду. В общем, сделать все что угодно. Зам мэра Анна Старостенко отчиталась, что уже удалось вернуть статус памятника Гостиному двору, дому Сошенко и велотреку. Все это прекрасно - но это только начало истории.

Начнем с того, что же надо охранять. Все знают об общемировом движении ретро-автомобилей. Не так давно через Киев проходил автопробег раритетов: машины в возрасте 30-50-70 лет успешно преодолели тысячи километров. При этом, внешне они - как с конвейера: те же дверные ручки, покраска, словом, все, вплоть до мельчайших деталей. Все если не сохранено, то восстановлено. К счастью, культура восстановления ретро-машин дошла и до нас: все меньше на автовыставках встречается "покращенных", осовремененных раритетов. Значит, уже в этой части уважения к истории мы движемся к евростандартам и еврокультуре.

Вернемся к домам. Со статусом памятников, думаю, власти разберутся. Выборы у нас частые, а на истории Киева заработать дополнительные баллы - всегда не грех. Но культура защиты памятников у нас все также на уровне "колхозных" ретро-машин. Дай бог, чтобы корпус сохранился неизменным - а так же можно в "Волгу" мотор от БМВ вставить - и ух!!!

Так и с домами. Ведь здание - это не просто красивый фасад, оболочка. Это и интерьеры, - а некоторые старинные интерьеры домов Киева роскошны и уникальны, - это и фурнитура, те самые двери, оконные ручки, лестницы, и инженерные системы. Да-да, лифты, трубы и другие сети тоже могут быть предметом охраны! Конечно, если они уникальны и продолжают выполнять свои функции безопасно для пользователей. Знаете, почему харьковское здание Госплана не попало в список ЮНЕСКО? Из-за окон. Сотни аутентичных рам всего несколько лет назад заменили на обычный металлопластиковый профиль. Причину стоит поискать в личных интересах заказчиков и дружественном оконном заводике…

В Киеве априори предметом охраны является фасад здания. Дальше можно, вроде как, и этажей достроить, и внутри все выпотрошить, и окна поменять на так называемые "евро" - качества как в какой-то польской свиноферме. Потом и фасад можно завесить рекламой, кондиционерами, а позже - покрасить его в "ядреный" цвет… Так и получается "колхозный раритет", та самая старая "Волга" с движком от разбитого BMW и ручками от ржавой "Мазды".

Нам нужно определиться по каждому памятнику архитектуры, что есть предметом охраны. Где-то да, только фасад - но нельзя увеличивать этажность! Где-то - и интерьеры (или их части) - как с мраморной лестницей в ЦУМе. Где-то - интерьеры в комплексе (как здесь не вспомнить ужасную историю с Мариинским дворцом). С другой стороны, есть истории, когда предмет охраны - сам проект, как в случае с Гостиным двором. Здание же выстроили по сути в 1980-х годах, и сам кирпич ценности не представляет никакой.

Двигаясь к европейским стандартам жизни, нам нужно проститься и с "колхозом" в истории защиты памятников архитектуры. Их нужно реставрировать, а не "покращувать". Это долго, дорого - но оно того стоит.