Театр раздора: пять мнений о стройке на Андреевском
"Здесь не будет магазина Roshen, и здание не будет принадлежать кондитерской корпорации", - встречал гостей в здании строящегося Киевского академического театра на Подоле его директор Виталий Малахов. Презентация помещения вызвала ажиотаж: утром под зданием собралось около 50 активистов, недовольных внешним видом объекта. Журналистам в это время устроили экскурсию по объекту.
В здании продолжаются внутренне работы, открыть театр планируется весной. "Сейчас у нас есть небольшой театр с залом примерно на 70 мест, новое здание с ним объединят"-, рассказал ЛІГА.net Малахов. "В новом театре предусмотрен большой зрительный зал на 240 мест, который приспособлен для людей с ограниченными физическими возможностями", - сообщил он.
В начале XX века на месте этом месте стояла деревянная усадьба, принадлежащая купцу Ивану Шатрову. В 1992 году здание было разрушено, на его месте планировалось построить театр. Но стройку так и не начали, а сама территория длительное время была заброшенной. Работы возобновились только в 2004 году при мэре Александре Омельченко. "Подрядчики постоянно менялись, и было возбуждено 14 уголовных дел по факту нецелевого использования средств", - вспоминает Малахов. Город выделил на строительство объекта около 70 млн грн, но за четыре года на Андреевском спуске удалось построить только часть фасада здания. В 2008 году работы остановились.
Новый толчок проект получил в 2014 году, когда театром заинтересовалась кондитерская корпорация Рошен. Функции заказчика распоряжением Киевской администрации в 2015 году переданы от коммунального предприятия Спецжитлофонд непосредственно театру, а Рошен выступила инвестором проекта, вложив в него 165 млн грн. "Передать функции заказчику театру - одно из требований инвестора", - рассказал ЛІГА.net руководитель проекта Сергей Русанов. Архитектор Олег Дроздов пояснил, что театр вписывался уже в ранее построенное здание.
Открытие фасада будущего театра вызвало неоднозначную реакцию в обществе, что вынудило отреагировать мэра Виталия Кличко. "Архитектурный ансамбль Андреевского спуска - знаковой, исторической улицы - должен быть сохранен! Без учета мнения специалистов и согласования с общественностью, это здание не будет сдано в эксплуатацию. Нужно доработать внешний вид здания, чтобы он не выбивался из ансамбля зданий на спуске, и должны быть учтены рекомендации Градостроительного совета", - цитирует мэра пресс-служба Киевской администрации. Сергей Русанов говорит, что все требования Градостроительных советов выполнены. "Мы увеличили кирпичную часть практически на метр, увеличили количество окон и отодвинули заднюю стену здания", отмечает он.
ЛІГА.net выяснила, что думают эксперты и участники проекта о новом здании Киевского академического театра на Подоле.
Александр Свистунов, Главный архитектор Киева
На первом заседании Градостроительного совета проект строительства театра получил несколько замечаний, и они должны быть учтены. Они касались пропорций верхних и нижних частей здания. Если обратить внимание на фасады Андреевского спуска, которые расположены рядом, то их высота - два-три этажа (высота театра в верхней точке достигает 21 метра - ред.). Но сейчас никто не говорит о сносе этажей.
Проект строительства должен быть вынесен на обсуждение, что и будет сделано. К открытию театра весной 2017 года есть время, чтобы провести эту работу и выполнить корректировку фасада. Мы уверены, что после обсуждения с общественностью и соответствующей корректировки, театр украсит город и будет служить жителям столицы.
Вячеслав Москалевский, президент корпорации Roshen
Творчество Олега Дроздова не оставило никого равнодушным. Я спокойно отношусь к такой реакции общества. Значит, это архитектура. Главное, чтобы она не была никакой. Когда нас заставляют строить дома XIX века - это странно.
Как наша компания занялась этим проектом? Ко мне обратилась Диана Попова (директор департамента культуры КГГА - ред.) и сказала, что город находится в жутком состоянии по объектам культуры. Она предоставила список и там я нашел театр на Подоле. Пришлось приглашать архитектора и мы сделали театр.
Олег Дроздов, архитектор проекта театра на Подоле, совладелец бюро Дроздов и партнеры
Здание строилось по утвержденной ранее проектной документации. В моей практике не было случаев, чтобы объект перестраивался после завершения всех строительных работ. В театре все "облизывает" функцию. Если проект изменить, то, например, не будут подниматься декорации или их можно будет менять не три, а два раза.
Нужно было увеличить количество посадочных мест, создать условия для перформанса, сделать театр доступным для посещения лицами с ограниченными физическими возможностями. Верхняя часть покрыта райнцинком, с которого снята защитная пленка. К весне верхняя часть потеряет глянец. Реакцию общественности нужно абсорбировать через профессионалов.
Георгий Духовичный, вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Украины
Участок на Андреевском спуске непригоден для строительства классического театра, а лучше было бы открыть театр-студию малой сцены. Андреевский спуск - это, пожалуй, последний в Киеве нетронутый памятник архитектуры, где главное - сам спуск, а не здания на нем. И это не место для экспериментов.
Я принимал участие в Градостроительных советах, во время которых обсуждался проект строительства театра. Могу точно сказать, что здание построено в соответствии с утвержденной документацией, и я выступал категорически против представленной версии проекта. То, что строительство такого здания вызовет большой скандал, было понятно еще несколько лет назад. Большая же часть архитекторов подчеркивала, что Киеву нужны новые современные объекты. Никакие корректировки не способны спасти это здание. Возможно только физическое уничтожение.
Анна Рыбчук, главный архитектор компании Интергал-Буд
Сложно комментировать новое здание театра на Андреевском. Оно полностью разрушает архитектурный ансамбль спуска, выбивается из его контекста, абсолютно не гармонируя с соседними зданиями. А ведь Андреевский спуск - исторический центр Киева, именно он как мост соединяет старый город с центральной частью. Его застройка началась в XVIII столетии и продолжилась на границе конца XIX - начала XX вв. Но посмотрите, как гармонично застраивался спуск в течение всего этого времени. Архитекторы смогли найти ту форму, которая бы подчеркнула целостность спуска и его уникальность. В то время как новый фасад театра резко диссонирует с существующими зданиями.
Читайте также - Двойной удар. Ринат Ахметов и Вагиф Алиев поспорят за покупателей
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.