Борьба за "Эпикур". Как клинч Добкиных с партнером поставил их бизнес на грань выживания
Иллюстрация: Анастасия Иванова/LIGA.net
Содержание:
  1. С чего все началось
  2. Чей теперь бизнес
  3. …и что будет с брендом
  4. Что будет дальше

Владимир-Волынская птицефабрика в Волынской области масштабировалась из бывшего совхоза в начале 1990-х и стала специализироваться на выращивании цыплят-бройлеров и производстве куриного мяса. Сегодня она известна своими брендами курятины "Эпикур" и "Чебатурочка – селянська курочка".

Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес

Курятина Владимир-Волынской птицефабрики занимала до 5% рынка, по данным Pro-Consulting. Фабрика попадала в топ-10 самых прибыльных птицефабрик Украины, топ-10 производителей комбикормов, экспортеров курятины и мяса птицы (бройлеров). В 2019 году выручка выросла до 1,92 млрд грн.

Взлет был непродолжительным – во время пандемии выручка упала до 142 млн грн (2021 год), постковидные годы завершились для фабрики чистым убытком, по данным платформы Vkursi. А с февраля по апрель 2022-го продукция птицефабрики совсем не продавалась в супермаркетах.

Ни пандемией, ни войной такое стремительное падение бизнеса не объяснить. Ведь несмотря на боевые действия, производство куриного мяса в Украине почти не отличалось по объемам от предыдущего года, свидетельствуют данные Pro-Consulting. За 9 месяцев 2022-го произведено 556 200 тонн курятины, за аналогичный период 2021-го – 554 700 тонн. Что не так с когда-то успешным делом?

Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости

В последние два года в судах, а также в медиаполе продолжается корпоративный конфликт вокруг Владимир-Волынской птицефабрики и бренда "Эпикур". Главные действующие лица –  братья Михаил и Дмитрий Добкины, а также Алексей Коваленко.

Борьба за "Эпикур". Как клинч Добкиных с партнером поставил их бизнес на грань выживания
Коллаж: Анастасия Иванова/LIGA.net

Из-за конфликта с фабрики ушли около 10% ключевого персонала, рассказал LIGA.net Коваленко. Это ударило по показателям предприятия и эффективности его работы. Бизнесмен также объясняет падение выручки появлением "серой" доли продукции, продаваемой за наличные, – в связи с этим прокуратура проводила на предприятии обыски и открыла уголовное производство.

"Спра­вед­ли­вость в том, чтобы не причинять и не терпеть вреда", – слова Эпикура, древнегреческого философа, имя которого Владимир-Волынская фабрика обыграла в названии одного из своих брендов. Похоже, среди владельцев компании не все приняли во внимание эти слова.

 

С чего все началось

 

Впервые о конфликте между Алексеем Коваленко и братьями Добкиными стало известно в феврале 2022 года. Тогда СМИ опубликовали новость о том, что Коваленко снимает продукцию "Эпикура" с продаж. "Вопрос в Михаиле Добкине, который недавно стал акционером Владимир-Волынской птицефабрики", – написал он в Facebook 18 февраля. Без ссылок на официальные публичные документы бизнесмен также обвинил партнера в "сотрудничестве с "ЛНР"/ Россией".

Что этому предшествовало?

Коваленко сконцентрировал 34% акций Владимир-Волынской фабрики на протяжении 2011-2014 годов. Остальные 66% принадлежали его тогдашнему соинвестору, Марку Добкину – отцу Михаила и Дмитрия. Добкин-старший и Коваленко вместе скупили "миллионы" акций фабрики по мелким суммам у более чем у 4000 акционеров. "Договоренность была, что покупаем в соотношении 2:1: две трети акций – у Марка, одна треть – у меня", – отмечает Коваленко. Марк Добкин выступал инвестором, операционный контроль над фабрикой был у Коваленко.

В 2016 году Марк Добкин умер, а братья Добкины стали наследниками его доли в птицефабрике. Коваленко утверждает, что принципиально не хотел быть совладельцем бизнеса с Михаилом Добкиным, поэтому решил "развестись" с новыми бизнес-партнерами.

Добкины, по словам Коваленко, предлагали ему продать бренд "Эпикур". Он отказался, и братья согласились на выкуп части фабрики у Коваленко в 2019 году. Семья Добкиных решила не комментировать эту ситуацию для LIGA.net.

В первом квартале 2019 года Дмитрий, его жена Елена Добкина, а также жена Михаила Добкина Алла получили по пакету в 7-10% акций птицефабрики, по данным SMIDA.

Коваленко в комментарии LIGA.net отметил, что это переоформление произошло без его участия как акционера. Он также утверждает, что в процессе реализации соглашений Добкины не выполнили свою часть: ему не выплатили деньги за его акции, а впоследствии лишили операционного контроля над предприятием.

Вероятно, речь идет также о собрании акционеров фабрики в 2021 году, на котором, по словам Коваленко, он не присутствовал и где "размыли" его долю. Попытка обжаловать провалилась -  Верховный суд признал эмиссию акций законной.

Чей теперь бизнес

Борьба за "Эпикур". Как клинч Добкиных с партнером поставил их бизнес на грань выживания
Коллаж: Анастасия Иванова/LIGA.net

 

В судах и в комментариях Коваленко заявляет о противоправном использовании ТМ "Эпикур" Добкиными и "незаконном" лишении его контроля над своей долей во Владимир-Волынской птицефабрике. Михаил и Дмитрий Добкины передали LIGA.net через их адвоката Станислава Нестеренко отказ в предоставлении каких-либо комментариев по этому поводу – "с целью предотвращения искажений".

По состоянию на третий квартал 2022 года, 59% фабрики принадлежит членам семьи Добкиных, Коваленко – 18% через основанную им компанию Stichting Administratiekantoor Safedam (Нидерланды). Отцу, матери и бывшей супруге Коваленко принадлежит еще 12% акций. Третий акционер фабрики – ООО "КУА "Ореола" (10% акций), более половины которого у братьев, остальная часть – у Коваленко (структура собственности уточнена после публикации статьи).

Добкины считают тезис о потере Коваленко контроля над бизнесом не соответствующим действительности – это единственный комментарий другой стороны, которую передал LIGA.net представитель семьи Добкиных адвокат Нестеренко. Он также считает любые комментарии Коваленко для СМИ направленными на "самопиар, оказание давления на судебные органы и попытки искусственной дискредитации его кредиторов".

 

…и что будет с брендом

 

Вместе с решением прервать сотрудничество с Добкиными, Коваленко расторг лицензионный договор на использование бренда "Эпикур". Именно ему принадлежит торговая марка, согласно Государственному реестру торговых марок.

Вопрос принадлежности торговой марки привел к тому, что в феврале 2022-го курятина ТМ "Эпикур" исчезла с полок супермаркетов. Но вернулась в апреле в упаковке с новым дизайном. Вместо большой лапы на упаковке появился знак Владимир-Волынской птицефабрики. Название "Эпикур" осталось на месте.

 

Можно ли начать продавать курятину, когда владельцами фабрики являются Добкины, а собственником бренда – Коваленко? Нет, потому что название торговой марки все равно принадлежит владельцу ТМ, говорит Антон Поликарпов, управляющий партнер Polikarpov Law Firm.

Поскольку владельцем ТМ "Эпикур" дальше является Коваленко, новый дизайн никак не легализует новую продукцию, говорит Поликарпов. Добкины подали заявку на регистрацию новой торговой марки, но пока неизвестно о ее регистрации.

Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости

"Заявки, которые подали Добкины, не стали торговыми марками и вряд ли станут. Бренд дальше принадлежит Коваленко. Дело слишком громкое, – объясняет Поликарпов. – Коваленко может начать производить свою продукцию на других предприятиях и запрещать использовать свой бренд".

Прокуратура открыла уголовное производство о незаконном использовании торговой марки, сообщил Коваленко LIGA.net. "Но расследование не запрещает использование торговой марки, необходимо также дело в хозяйственном суде с претензией о запрещении использования такой ТМ и о возмещении нанесенного ущерба", – говорит адвокат Леся Михаленко.

Если есть доказательства незаконной торговли брендированной продукцией, ее можно конфисковать с полок на складах супермаркетов, говорит Михаленко и уточняет: конфискация контрафакта требует ресурсов и усилий, но это важно сделать, если сторона хочет иметь больше аргументов для победы в корпоративном споре.

Коваленко объясняет, что не хочет навредить "в ситуации войны и дефицита продовольствия", поэтому отдал этот вопрос адвокатам и не принимал меры по изъятию продукции из полок.

 

Что будет дальше

 

По заявлению Коваленко, Подольская окружная прокуратура города Киева открыла уголовное производство о возможной продаже курятины Владимир-Волынской птицефабрики за наличные деньги и продажу ее в т.н. "ЛНР". Допросы свидетелей продолжались в течение лета-осени 2021 года, однако судебный реестр пока не фиксировал рассмотрения дела в суде – досудебное расследование продолжается.

Борьба за "Эпикур". Как клинч Добкиных с партнером поставил их бизнес на грань выживания
Коллаж: Анастасия Иванова/LIGA.net

LIGA.net в запросе к Добкиным задавала вопрос о будущем развитии бизнеса на птицефабрике, однако не получила ответа. Дмитрий Добкин в то же время рассказал о развитии бизнеса на птицефабрике в партнерском материале для Forbes Brandvoice, который вышел 8 декабря (LIGA.net направила запрос Добкиным, на который пообещали ответить 26 ноября). В материале Добкин рассказал о сложностях со сбытом продукции и сокращением продукции из-за блекаутов.

"Наша команда понимает, что Владимир-Волынская птицефабрика – это серьезно и надолго. У нас амбициозные послевоенные планы развития, и мы уже трансформируемся вместе с рынком", – сообщается в материале Forbes Brandvoice.

Тем временем в судах обжалуются решения общего собрания акционеров Владимир-Волынской птицефабрики, купля-продажа акций компании, стороны требуют друг от друга возврата долгов и т.д. Всего LIGA.net нашла 14 судебных дел, где фигурируют физические и юридические лица, связанные с птицефабрикой. Рассмотрение большей части не завершилось.

Юристы Поликарпов и Михаленко не могут оценить однозначно выигрыш или проигрыш какой-либо из сторон.

Помимо судов борьба вокруг фабрики распространилась в информационное поле. Тексты с критикой то одной, то другой стороны появляются в СМИ и соцсети Telegram.

Коваленко оценивает потери из-за корпоративного конфликта в $34 млн. А пока продолжаются суды, он переключился на другой проект – индустриальный парк для развития foodtech – вместе с совладельцем и генеральным директором группы компаний HD Group Борисом Шестопаловым.