Земля: первая кровь. Как Рада целый день открывала рынок и не открыла. Репортаж
Утром 6 февраля в правительственном квартале было людно. Десятки силовиков разных мастей, толпы кричащих митингующих с флагами в жилетах с партийной символикой, громкоговорители, автобусы с подвезенными протестующими — в Мариинском парке собрались на "земельный майдан". Причина: рассмотрение законопроекта об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях
Почему в президиуме пролилась кровь Тимошенко и есть ли у Слуги народа голоса за земельную реформу — в репортаже LIGA.net.
ПРИЕЗД ЗЕЛЕНСКОГО И ПЕРВАЯ КРОВЬ
Перед голосованием депутатов собрал в кинотеатре Рады президент. Владимир Зеленский приехал просить у монобольшинства голоса – ведь не все Слуги народа готовы были голосовать за согласованный комитетом вариант документа.
Но план партии власти сорвали противники открытия земельного рынка: пока спикер Дмитрий Разумков обсуждал с главами фракций порядок голосования за рынок земли, лидер Батькивщины Юлия Тимошенко заняла его место, а представители ОПЗЖ во главе с Ильей Кивой оккупировали парламентскую трибуну.
Читайте также: Если б ты был Зеленским: заработай на земреформе $10 млрд. Тест
К Тимошенко пытались присоединиться коллеги по фракции, однако крепкие депутаты от Слуги народа заблокировали проход в президиум. Тимошенко не растерялась и схватила микрофоны Разумкова. Она настолько этим увлеклась, что порезала палец. Порез оказался серьезным - экс-премьеру пришлось заклеить палец пластырем.
Позже к ней присоединился нардеп от Батькивщины Вадим Ивченко, с которым они время от времени перешептывались.
После трех часов застоя и нескольких стычек в президиуме слово взял Разумков: "Я понимаю, что сегодня нас много кто толкает на то, чтобы в Верховной Раде снова была драка и кровь". И решил намекнуть Тимошенко, что президиум нужно освободить.
"Это не парламентаризм — занимать место другого, если оно не ваше сегодня", — заявил Разумков. Глава фракции СН Давид Арахамия добавил, что Тимошенко сломала микрофоны стоимостью $2000 и обязана возместить материальный ущерб парламенту.
Читайте также: Рынок земли. Что написано в итоговой версии законопроекта: детали
До того, как пролилась первая кровь, в кабинете спикера лидеры фракций пытались найти консенсус, рассказал LIGA.net один из свидетелей переговоров. "Сначала Слуга Народа предлагала определить ключевые поправки, на которых настаивают фракции и проголосовать их. Затем просили ОПЗЖ отказаться от своих правок. На что Шуфрич предложил вообще вернуть законопроект обратно в комитет", - сообщил собеседник.
Поняв, что консенсуса не будет, Арахамия предложил проголосовать за работу до 19:30 и рассмотрение всех поправок по порядку. Даже это предложение набрало минимально необходимые 226 голосов. При этом два голоса "за" отдала Европейская солидарность.
"Зачем вы поддержали предложение Арахамии? Ведь вы против законопроекта", — спросил корреспондент LIGA.net депутата от ЕС.
"Хайповать так хайповать", — ответил депутат.
Несмотря на начало рассматрения земельной реформы, поводов для радости пока нет ни у кого. В том числе у президентской фракции. Все депутаты, с которыми удалось пообщаться LIGA.net, уверены, что рассмотрение законопроекта затянется надолго — 4018 поправок можно рассматривать неделями.
ПОЧЕМУ ЗАПУСК РЫНКА ЗЕМЛИ ЗАТЯГИВАЕТСЯ
Изначально Слуги Народа хотели принять закон одномоментно, даже созвали для этого тайное заседание комитета в конце декабря. Но оппоненты вернули большинство к суровой реальности и заставили рассматривать все поправки по очереди.
Почему оппозиция не пошла на уступки правящей партии? Есть несколько версий, почему у депутатов не клеится с принятием законопроекта о рынке земли.
Официальная и самая прозаичная - требование референдума по вопросу введения рынка со стороны парламентской оппозиции. Ее придерживаются депутаты в официальных разговорах.
Но есть и другие. В частности, Евросолидарность обиделась, что ни одна из сотен предложенных политсилой поправок не включена в финальную версию законопроекта.
Читайте также: Реквием по земле. Как главная аграрная реформа стала аллергеном
Сложнее ситуация с Батькивщиной и ОПЗЖ. Ранее депутаты от большинства рассказывали, что представители этих фракций торгуются с правящей партией за высокие должности в госструктурах в обмен на поддержку комитетского варианта законопроекта. Такие торги действительно были, но осенью, говорит глава агрокомитета Николай Сольский. Сейчас никаких требований к монобольшинству нет.
Вместо этого, появилось несколько новых историй, которые могут объяснять причину затягивания голосования за открытие рынка.
Первая версия. Рекомендованный к принятию вариант законопроекта не интересен крупному аграрному бизнесу, которое "кормит" парламентское агролобби. Поэтому процесс затягивается.
Эта версия имеет право на жизнь, если учесть, что ни один из крупнейших украинских агрохолдингов по новому закону не может сконцентрироваться в своих руках те объемы земель, которые контролирует сегодня — лимит концентрации всего 10 000 га.
К примеру, лидер по количеству наделов Кернел Андрея Веревского обрабатывает 550 000 га, МХП Юрия Косюка - 370 000 га, Астарта Виктора Иванчика - 245 000 га.
Кроме того, земля не может продаваться компаниям с иностранным капиталом. И если на объем концентрации земли в одних руках депутаты вряд ли смогут повлиять — цифра в 10 000 была озвучена президентом, то за право перекупки земель для холдингов с иностранным капиталом могут потягаться.
Читайте также: Подонки, слуги Сороса и конец Украине. Семь ярких цитат политиков о рынке земли
По словам собеседника LIGA.net в Верховной Раде, оппозиционные депутаты готовы проголосовать за законопроект при условии, что им позволят с голоса внести правку о перепродаже первичного права аренды земли. Такой механизм позволил бы холдингам передать арендуемые сегодня объемы земли "нужным надежным людям" и сохранить свой земельный банк.
Вторая версия. Депутаты умышленно не торопятся голосовать за законопроект. Рассмотрение земельного закона затягивается, поскольку четких обязательств по срокам его принятия перед МВФ нет — на ближайшем заседании "борда" решения о новом транше, скорее всего, не будет, а до следующего еще есть время.
Читайте также: У кого земли больше? Первый рейтинг аграрных госкомпаний
Некоторые депутаты откровенно не против такой длительной процедуры, поскольку это дает им время для обсуждения других инициатив. "Наш законопроект о медиа будет внесен в Раду только рассмотрения земельного", — рассказал LIGA.net глава парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко.
Третья версия. Под законопроект на данный момент банально нет голосов. Публично на камеры руководство Слуги народа заверяет, что земельную реформу удастся принять даже голосами одной президентской фракции. Однако не под запись уверенность куда-то пропадает.
В частности, остается открытым вопрос поддержки законопроекта мажоритарщиками. "Некоторые из них даже идеологически могут выступать за рынок земли, однако перевешивает политический аспект. Мол, как мажоритарщик потом будет смотреть в глаза своим избирателям, у которых он "украл" землю?", — объясняет собеседник в руководстве СН.
ВПЕРЕДИ ВЕСНА
В первый день рассмотрения депутаты решили сэкономить силы и завершили работу по расписанию – в 19:30. За первый день парламент рассмотрел 184 поправки и принял всего одну.
Наталья Королевская явно устала – она призвала депутатов проголосовать за отклонение земельного законопроекта. Но Слуги были непоколебимы.
Первый вице-спикер Руслан Стефанчук даже отшутился: "А мы голосовали за работу до 19:30 или до 7:30?".
Депутаты оценили юмор, после чего Стефанчук закрыл заседание. Финальное голосование за земельную реформу, не под диктофон, парламентарии прогнозируют в марте-апреле.