Содержание:
  1. Дачный эксперимент
  2. Первый блин комом
  3. Деньги на отходах
  4. Дальше - больше

Экономист Игорь Запорожец и снабженец Мирослав Павловский предпочли уютному офису в центре Киева заброшенную ферму в пригороде. Шесть лет назад они занялись там червячным бизнесом. Теперь он приносит им больше, чем прежняя работа. 

Сами партнеры называют червячный стартап бизнесом на миллион. В активе компании сегодня - несколько тысяч семей червей (одна семья - 1500 особей), которые могут за год перерабатывать 1000 т отходов, производить 500 000 кг биогумуса и дополнительно дать хозяйству около 100 кг червей с каждой тонны отходов.

Биогумус - органическое удобрение, продукт переработки органических отходов дождевыми червями и бактериями с участием других организмов. Он улучшает структуру почвы и повышает урожайность выращиваемых в ней культур. Биогумус, полученный с помощью червей называют вермикомпостом.

Своих питомцев Игорь Запорожец ласково называет тружениками. А начиналось все с простого хобби.

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Игорь Запородец и Мирослав Павловский. Фото - Игорь Запорожец

Дачный эксперимент

О том, что черви могут быть полезными, Запорожец знал с детства. Впервые он познакомился с ними в деревне у дедушки - увидел в навозной куче. Уже во взрослом возрасте - около 10 лет назад - состоялось второе знакомство. Черви помогли решить бытовую проблему: утилизировать гору скопившихся в доме органических отходов - еды, сорняков, навоза. В сети он прочитал, что для этих целей используют красных калифорнийских червей. И решил попробовать.

Через несколько месяцев вместо горы гниющего мусора в компостной яме он получил биогумус - органическое удобрение, которое образуется в процессе жизнедеятельности червей.

"Я задумался: почему бы не масштабировать проект, ведь это полезно для всех: и для домохозяйств, и для агроотрасли, и для экологии. Win-win!", - рассказывает предприниматель.

В то же самое время его коллега-снабженец Мирослав Павловский вынашивал идею о переработке органики. "Я смотрел Discovery, и увидел сюжет о том, как студент компостирует отходы", - вспоминает Павловский. Он попробовал повторить увиденное. Сначала хотел просто компостировать отходы, но в интернете наткнулся на информацию о специальных червяках и термине - "вермикомпостировании". Павловский решил попробовать.

Шел 2013 год. "Я купил червяков, поселил их у себя на балконе в емкости, куда сбрасывал отходы", - рассказывает он. За месяц компостная емкость перекочевала во двор.

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Мирослав Павловский и Игорь Запорожец на червячной ферме. Фото - Мирослав Павловский

"Как то на работе мы разговорились, Мирослав предположил, что червяки - классная тема, и на них можно зарабатывать", - вспоминает Павловский. Парни объединили силы.

Запуск нового бизнеса  не был связан с кризисом 2014-го, утверждают предприниматели. Сейчас они уверены - не прогадали. 

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Полуразруенная ферма в с. Петрушки. Фото - Мирослав Павловский

Локацию нашел Павловский. "Мои родители живут в селе Петрушки под Киевом. Оказалось, недалеко есть старая ферма, она оказалась пригодной для разведения червей”, - рассказывает Мирослав. Они тут же договорились с владельцем использовать помещения для разведения червей.

"На нас тогда смотрели как на сумасшедших, - с улыбкой вспоминает Запорожец. - Люди, которые имеют хорошую работу, вдруг все бросают и начинают разводить червей. Наверное, так и выглядели в глазах окружающих". 

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Червячья ферма. Фото - Мирослав Павловский

Свою компанию партнеры назвали "Кобьярин", что в переводе со старославянского означает "удача", и стали выпускать продукцию (фасованный биогумус) под одноименным названием. Своих первых красных калифорнийских червяков, первые три семьи или около 4500 особей, партнеры заселили в комнатку три на три метра, которую бесплатно разрешили использовать на ферме.

Там же для червей создали подходящую среду обитания - заполнили ее пищевыми отходами и растительными остатками. 

Кроме калифорнийских, "Кобьярин" разводит также червей-старателей. Оба вида вывели селекционеры. В отличие от обыкновенного дикого червя, который живет в среднем до 5-6 лет, калифорнийский червь и червь-старатель живут до 15-16. При этом приплод диких червей за год не превышает 300 особей. Красный калифорнийский червь дает до 750 особей в год, а червь-старатель - до 1500.

Еще один плюс "культурных" червей - они живут на одном месте, и не мигрируют в отличие от диких. 

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Бизнес на калифорнийских червях. Фото - Игорь Запорожец

Первый блин комом

Бизнес заработал не сразу. Первую популяцию червей предприниматели буквально "заморозили". Почти все черви в своем бесплатном жилище - помещении на ферме - погибли.

"Это был наш факап по неопытности, - рассказывает Запорожец. - Мы плохо утеплили комнату, не рассчитали, что черви боятся морозов". Учитывая небольшие инвестиции для старта - всего 1500 грн на покупку червей, - потеряли они немного. Зато теперь Запорожец и Павловский точно знали: слой отходов для плодотворной работы червей должен достигать 60-70 см, а их местонахождение нужно утеплять.

Партнеры решили не опускать рук. Исправив ошибки в подходе, они вновь взялись за дело. 

Но тут появилась еще одна проблема: нужно было закупать сырье - те самые отходы, компостную массу, навоз, которые перерабатывают черви. Второй год стал пиковым по затратам - в бизнес инвестировали уже около 300 000 грн. Из них 100 000 грн потратили на червей, еще 200 000 грн - сырье для переработки - навоз, компост, отходы фруктов и овощей. Кроме того, с бизнесменов стали брать арендную плату. Это не помешало им отбить инвестиции. По словам Запорожца, став окупаемой на второй год работы, компания начала получать прибыль. За четыре года они заработали более миллиона гривень, говорит Запорожец, но деталей финотчетности не раскрывает.

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Доставка сырья для компоста и питательная среда для червей. Фото - Мирослав Павловский

Деньги на отходах

За шесть лет бизнес разросся: на площади 6000 м² ежегодно перерабатывается около 1000 т органических отходов, которые дают 500 т биогумуса. Растет и количество червей, которых "Кобьярин" продает наряду с биогумусом.

По словам Запорожца, из 1 т компоста для подкормки червя получается около 500 кг биогумуса и 100 кг дополнительного прироста червя.

Сейчас основатели Кобьярина закупают еду для своих червей на фермах, рынках, овощебазах и у фермеров. Плюс сотрудничают с несколькими территориальными общинами в Киевской области, где развиваются проекты по раздельному сбору мусора. "Мы забираем отходы в Музычах, в Макаровском районе. Кроме того, регулярно проводим семинары в разных регионах на тему вермикомпостирования и органического земледелия", - рассказывает Запорожец. 

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Биогумус. Фото - Игорь Запорожец

"Кобьярин" продает ежегодно сотни семей червей. Около 80% продаж происходит онлайн, оставшиеся 20% - через садовые центры и питомники, с которыми сотрудничают бизнесмены. 

Продажи растут. В 2018 году компания продала 200 семей червей, в 2019-м - 500, В 2020-м продажи уже выше прошлогодних, рассказывает Запорожец.

Согласно информации на сайте, стоимость семьи из 1500 особей червей стоит 400-500 грн. Но черви генерируют лишь 30% общей выручки компании. 70% дохода приносит гумус. 30 кг биогумуса ТМ "Кобьярин" стоит 210 грн. Объемы продаж предприниматели не афишируют, но говорят, что и здесь спрос растет.

Часто с гумусом покупатели получают "бонус". Запорожец говорит, что в гумусе часто остаются коконы с личинками червей, которые, вырастая, приносят пользу уже на новом месте.

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Бизнес на червях. Фото - Игорь Запорожец.

Спрос на продукцию "Кобьярина" растет в связи с активизацией приусадебного земледелия и развития органической культуры, но всеукраинский объем рынка червей Запорожец оценить затрудняется.

"У нас очень много агрономов старой школы, которые не понимают, зачем нужен биогумус. Хотя налицо истощение почвы под подсолнечником и кукурузой без соблюдения севооборота и с огромным количеством химии", - рассказывает Запорожец.

Лишь единицы аграрных хозяйств, по словам предпринимателя, используют биогумус в своей работе. И речь не о больших холдингах с именитыми владельцами. Среди клиентов предпринимателей компания Нико Агро холдинг, Орех Полесья, а также тепличные ягодные хозяйства. Правда из-за карантина спрос со стороны тепличников, которые испытывали сложности со сбытом, снизился на 70%. Смягчить падение отчасти помогли дачники, которые на карантине активно занялись приусадебным хозяйством.

Дальше - больше

Предприниматели хотят нарастить продажи биогумуса до 1000 т в 2021 году. Для этого нужны инвестиции - минимум 500 000 грн. Сейчас это непросто.

"Программа 5-7-9 не работает, деньги дают только на покупку оборудования, а нам нужны на другие цели: обустройство территории под специфику нашего бизнеса. А другие кредиты - под неподъемные проценты", - говорит Запорожец. По его словам, в прошлом году компании предлагали $100 000 в обмен на долю в компании, но партнеры отказались терять контроль над бизнесом. 

Киевляне променяли уютный офис на стартап с червяками. И заработали миллион
Бурты для вермикомпоста на ферме в с. Петрушки под Киевом. Фото - Мирослав Павловский

Павловский говорит, что это не только бизнес. "У меня цель не просто разводить червей и производить биогумус, я мечтаю решить проблему отходов", - говорит он. Предприниматель надеется, что в скором времени "Кобьярину" удастся организовать вывоз отходов с разных промышленных объектов и населенных пунктов с помощью собственного транспорта и зарабатывать на этой услуге, а не платить за сырье, как сейчас.

Амбициозный план на будущее - покорить страны Арабского мира. Использование биогумуса в разы увеличивает плодородность песчаных почв. Но это точно не ближайшая перспектива, соглашаются партнеры. Кризис в мировой экономике мешает даже таким скромным проектам.