Молочная война. Почему Украина сняла эмбарго с Беларуси
Мартовский запрет на импорт молочки из Беларуси коснулся лишь легальных поставок, говорят эксперты По словам Винтоняка, большая часть белорусской продукции, реализуемой в украинских киосках - это контрабандные поставки, объем которых значительно превышает легальные поставки. А официально ввезенный продукт продается в основном в торговых сетях.
Легального экспорта молочной продукции из Беларуси в Украину в апреле зафиксировано не было, подчеркивает директор ИнфАгро. В марте были поставлены несущественные объемы, которые, скорее сего, находились на таможне на момент введения запрета.
Белорусская молочка присутствовала на украинском рынке и во время запрета, соглашается Ярославский. Однако, по его словам, есть вероятность того, что она была завезена еще до введения санкций, и имела место распродажа запасов.
Но в мелких торговых точек особых перебоев с поставками не наблюдалось: продавали и молоко, и сметану, и сгущенку. "Как потребитель, если бы я захотел найти белорусское масло, то я нашел бы его во время действия запрета", - добавляет эксперт.
Помогли сбить цены
Растущий импорт молочных продуктов из Беларуси начал представлять угрозу для отечественных производителей. Объемы импорта за I квартал выросли в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 80 до 252 тонн).
Чрезвычайно низкие закупочные цены на молоко (в Беларуси их устанавливает государство, а не переработчики) делает готовый продукт существенно дешевле отечественного. "Наши производители при таком уровне закупочной цены на молоко (в Беларуси, - ред.) не в состоянии конкурировать с импортерами", - отмечает Александр Ярославский.
Объемы белорусских поставок хоть и не были большими, но психологически украинский рынок на них реагировал, рассказывает Василий Винтоняк. Сам факт присутствия дешевого масла из Беларуси заставлял отечественных производителей опускать цены. В марте, после введения запрета, объем производства украинского масла увеличился на 1,3 тыс. тонн (+26% к марту прошлого года и +35,4% - к февралю).
Однако в целом снятие запрета на ввоз белорусской молочки для украинского рынка особой погоды не делает. Объем поставляемой в страну белорусской продукции слишком мал, чтобы представлять какую-либо угрозу для украинских производителей, считает Винтоняк. Отсутствие белорусских молочных продуктов в крупной рознице скорее создавал неудобства для потребителя.
Беларусь отделалась испугом
Сами белорусы практически не понесли потерь вследствие запрета на импорт в Украину. Выпуск продукции из цельного молока в Беларуси сократился лишь на 1% (данные Белстата). При этом выпкуск продукции из обезжиренного молока вырос на 2%, а молока, сливок и масла сливочного - на 20%, сыров - на 23%.
Большую часть не реализованных объемов удалось направить в Россию. Однако для отдельных предприятий, которые имели контракты, запрет мог нести серьезные последствия, отмечает директор ИнфАгро.
Недополученную белорусскими молочниками за два месяца запрета прибыль эксперты оценивают ориентировочно в $3,3 млн. Расчеты основываются на том, что за 2011 год из Беларуси в Украину было импортировано сгущенного молока на $10 млн., сливочного масла - на $6,2 млн., сыров и йогуртов - на $4 млн., что в целом составляет около $20,2 млн. Таким образом, в месяц белорусы могли потенциально реализовать в Украине молочки на $1,68 млн.
Если же оценивать недополученную белорусами прибыль по стоимости легальных поставок молочных продуктов в феврале этого года (по данным ИнфАгро - почти на $2 млн.), то за два месяца действия запрета они не реализовали продукции примерно на $4 млн.