Семейные фермы: есть ли в этом бизнес
9dfcf26c9c8516d304cb8fe04d1f1c2d.jpg

Десятилетие проваленных реформ и слабый банковский сектор привели к колоссальному разрыву. С одной стороны, появились крупные корпоративные производители с земельным банком до полумиллиона гектаров земли, с другой - слабые малые и средние фермы, которые используют для хозяйства не более 500 гектаров. Еще одно следствие - миграция сельской молодежи в города.

Недавно начатые реформы в финансовом секторе могут привести к более сбалансированному развитию. Малым и средним хозяйствам необходимо банковское финансирование. А банки заинтересованы в потенциально огромном рынке кредитования. Реформы должны способствовать объединению земельных участков, решить проблемы с банковскими залогами и снизить процентные ставки. Если реформы вновь отложат, огромные корпоративные хозяйства продолжат безальтернативно господствовать во вред Украине. 

Модель для развития

Развитие сельского хозяйства в Украине происходило за счет крупных агрохолдингов, которые контролируют огромную площадь - до 500 000 га. При похожих почвах и культурах в США таких огромных холдингов практически нет. Большинство американских ферм, производящих зерновые, являются семейными (96%), а средняя площадь производства - 445 гектаров. 

Семейные фермы в Украине могут быть жизнеспособными и интересовать банковский сектор. Чтобы подтвердить это, Международная финансовая корпорация (IFC) подсчитала денежный поток для фермы площадью 500 га. Необходимый уровень рабочего капитала оценили в 1,6 млн грн в год, необходимые расходы по обновлению основных средств - в 4 млн грн за 5-летний период. Если взять кредит под 25% годовых, ферма создает достаточно дохода, чтобы покрыть расходы на обновление основных средств и получить прибыль 2,5 млн грн в год. При семейной структуре бизнеса (2 постоянных работника и 4 помощника) это означает месячный доход 35 000 грн на каждого члена семьи. Достаточно, чтобы поощрить семьи в Украине заниматься сельским хозяйством как профессией, а детей - оставаться на ферме и не переезжать в города.

Где взять деньги?

Пока что малые и средние украинские фермы проигрывают крупным производителям в Украине и других странах. Им не хватает доступа к международным рынкам, конкурентному рынку факторов производства, технологического прогресса, и, что наиболее важно, капитала. Капитал или недоступен, или стоит вчетверо дороже, чем в других крупных странах - экспортерах агропродукции. Крупные украинские производители, напротив, финансируются инвесторами из стран со значительно более низкими процентными ставками. Эта разница ставит малые и средние украинские фермы в чрезвычайно трудное положение.

Банки неохотно кредитуют малых производителей. Чтобы застраховать себя от рисков, они повышают процентные ставки и ставят завышенные требования к залогу. Такой подход вынужденный. Дело не в том, как считают некоторые, что банки не заинтересованы в кредитовании семейных ферм. Скорее, банки вынуждены реагировать на существующие бизнес-условия. Усилия правительства и доноров по развитию сельской местности не будут иметь устойчивых последствий, если не пересмотреть условия банковского кредитования малых и средних сельских хозяйств.

Перечень препятствий для кредитования небольших производителей на разумных условиях начинается с отсутствия земельных прав, ограниченных мораторием. Земля сельскохозяйственного назначения не является товаром. К тому же отсутствуют правовые возможности использовать арендованную землю как залог. Более того, расходы банков на оценку и мониторинг ссуд слишком высоки, что уменьшает потенциал прибыльных операций.

Завышенные ставки

Другой серьезной проблемой являются высокие процентные ставки. Здесь тоже нужны реформы. Но нельзя решать проблему за счет возвращения коррумпированных схем субсидирования кредитных расходов малых фермеров.

Таблица внизу описывает реалистичный пример, который показывает нарастание кредитных расходов. Заметьте, разница - не в марже банка.

Реальные процентные ставки до банкротства заемщика могут удвоиться или утроиться в странах со слабыми политическими и правовыми системами. Снижение процентных ставок в Украине нуждается в реформах, которые обеспечат судебную независимость, соблюдение прав собственности, правовое обеспечение выполнения соглашений и снижения расходов бизнеса в результате коррупции. 

45633.jpg
45633.jpg

Правительству не стоит выделять значительные субсидии агрокомпаниям. Украина является производителем мирового уровня, и финансовый сектор, как в Украине, так и за ее пределами, готов удовлетворить спрос. Роль власти - создать условия, в которых финансирование сектора частными банками обеспечит достижение социальных и экономических целей. Считать иначе было бы возвращением к советскому типу мышления. Любые избирательные субсидии правительства являются путем к коррупции.

Если реформы, выгодные семейным фермам, не состоятся или будут происходить слишком медленно, тогда не будет достигнут баланс между семейными фермами и огромными аграрными корпорациями. Холдинги увеличат свои размеры и влияние. Это не лучшее решение для Украины.

Что делать?

На протяжении 2015 года Министерство аграрной политики и продовольствия при поддержке международных экспертов разрабатывало новую стратегию развития. Она предусматривает более сбалансированное развитие сельского хозяйства в Украине. Но многие из предложенных реформ должны получить поддержку Верховной Рады. Этот процесс пока что едва начался и происходит очень медленно.

Какие шаги нужны в первую очередь? Чрезвычайно важны реформы в сфере земельных прав и процентных ставок. Кроме того, с точки зрения банкиров, фрагментированные и неконсолидированные участки являются серьезным препятствием для кредитования.

Облегчить жизнь мелких хозяйств могли бы новые финансовые инструменты. Выращиваемые зерновые могут использоваться как залог благодаря аграрным распискам (влияют на потери по кредитам). Даже не являясь залогом, сама по себе расписка побуждает производителя, который получает ссуду, делать платежи по кредиту. Если платежи не сделаны, земельный участок не сможет быть использован для новой ссуды. Кроме того, кредитор получает право следить за урожаем во время дозревания вплоть до возвращения кредита. Если аграрные расписки получат признание, они могут стать эффективным механизмом на вторичном финансовом рынке. Министерство, доноры и частный сектор приложили много усилий, чтобы начать использование аграрных расписок, но бесконечные задержки замедляют прогресс.

Чтобы поощрить их развитие, малым и средним хозяйствам можно выделять государственную землю по договору покупки или аренды. Арендные платежи могут выплачиваться, например, 20 лет, после чего право собственности перейдет к производителю.

Создание одинаковых условий должно основываться на прозрачной и долговременной государственной стратегии. Ее следствием должно стать более сбалансированное развитие и жизнеспособный сектор малых и средних хозяйств. Это не программа социальной поддержки. Малые и средние агропредприятия являются как технически, так и финансово жизнеспособными, а с точки зрения менеджмента, возможно, даже более выгодными.

Стратегия должна предусматривать возможности трудоустройства сельских жителей, механизмы укрупнения и приобретения сельскими хозяйствами земельных участков и развития семейных предприятий, которые будут создавать достаточно доходов для нынешнего и следующих поколений.

Ничего этого не случится, если коммерческий банковский сектор не станет полноценным, активным участником этого процесса.

Авторы, эксперты VoxUkraine

Гарри Реуше, преподаватель Международного института менеджмента, советник банка "Кредит Днепр" по вопросам кредитования сельского хозяйства, экс-руководитель программы проектов группы Мирового банка и Европейского Союза в сельском хозяйстве Украине, начиная с 1998 года

Майлз Уоттс, заместитель главы Farmer Mac (акционерная компания, предоставляющая капитал банкам для финансирования американского сельского хозяйства), ведущий актуарий (в т.ч. 6 лет в страховании сельского хозяйства в Украине), профессор Университета штата Монтана и монтанский фермер в пятом поколении

Виктор Горбачев, независимый консультант, заместитель председателя правления Райффайзен банка Аваль 2005-2015 гг., ответственный за работу с корпоративными клиентами (25% корпоративных активов в агросекторе); член наблюдательного совета компании Райффайзен лизинг Аваль в 2013-2014 гг