Убытки 1800 работающих госпредприятий Украины превысили 100 млрд. гривен в 2014 году - это более 6% ВВП страны. При этом расходы на оборону составили менее 2%, а пенсионные выплаты 5% ВВП. Иными словами, ликвидация этой черной дыры в экономике позволила бы удвоить пенсии, или увеличить вчетверо расходы на оборону.

Продолжая эту занимательную математику, можно наконец подсчитать дивиденды, полученные каждым из нас как гордого совладельца госпредприятий: убыток в 100 млрд грн эквивалентен взносу каждого работающего украинца размером в 5000 грн на поддержание руководителей госкомпаний в их креслах.

Как исправить ситуацию? Последнее время все чаще звучат предложения молодым управленцам новой волны участвовать в конкурсах, предлагать свои программы вывода предприятий из кризиса, зарабатывать деньги для государства. Единственным препятствием, как правило, называют низкий уровень государственной зарплаты, отсюда рекомендация - искать молодых и зажиточных, могущих год-два потерпеть символическую зарплату.

Подобный подход отражает незнание реалий отечественного госуправления предприятиями.

Рассмотрим ситуацию, например, в спиртовой отрасли. Средняя заработная плата в ГП "Укрспирт" - 3000 грн, а управленческого звена - не превышает 8000 грн. При стоимости литра спирта около 13-15 грн, акциз на него составляет 70 грн - почти в шесть раз больше. Доходность от продажи "налево", как видно, зашкаливает. Как правило, спиртзаводы располагаются в сельской местности, контрольное оборудование - механическое, счетчики реально можно "открутить" или, сделав врезку, пустить продукт мимо счетчика. "Законные" несколько сотен литров спирта для директора среднего завода мощностью в тысячи литров в день всегда варьировались в пределах погрешности счетчика и без этих махинаций. Что уж говорить о весьма распространенных еще недавно ситуациях, когда формально остановленный завод, "дымил" не переставая… Эксперты не сомневаются в зашкаливающей доле теневого производства, споря лишь о том 30-40 ли это процентов или уже за 50.

Самый распрекрасный менеджер новой формации, готовый "за идею" или красивое резюме променять многотысячную долларовую зарплату и современный офис, на госжалование столкнется сразу с несколькими проблемами.

Во-первых, менять нужно не одного руководителя, менять или нормально мотивировать нужно все среднее звено управления.

Во-вторых, замотивировать не получится: среднюю зарплату мы уже упоминали, поднять ее для пятитысячного коллектива нереально.

В-третьих, заменить волонтёрами человек 80-200 (по 1-3 человека руководящего состава на каждый завод, коих 80 плюс человек 20 в центральном офисе) нереально физически и невозможно практически -митинги под министерством, письма профсоюзных лидеров и громкие публикации у всех в памяти свежи.

Ну и вишенка на торте - отсутствие современных систем учета, бухгалтерского и управленческого - в Укрспирте нет даже полноценной 1С, а первичные документы бесследно исчезают.

Связанный по рукам и ногам инструкциями и нормативными документами, без управленческой учетной системы, без четкого понимания процессов на предприятии, с командой из 2-3 (в лучшем случае) таких же волонтерствующих камикадзе, а в худшем - "эффективных" менеджеров, почувствовавших легкую наживу, руководитель будет около года только вникать в ситуацию. Будет пытаться, преодолевая лоббистский шум в прессе, менять наиболее одиозных сотрудников, чтобы закончить год (если повезёт) с небольшой прибылью, далекой от аналогичных частных компаний.

Радикальный выход из ситуации видится только один - приватизация. Приватизация решает все вышеизложенные проблемы:

  • мотивация персонала в частных компаниях рыночная. Это достигается прежде всего совсем другой производительностью труда. Я уже приводил пример канадского завода биоэтанола мощностью 40 млн дал на котором трудятся 63 человека. В сто раз меньше персонала чем в Укрспирте, объём производства в четыре раза больше нынешнего производства украинского госмонополиста.

  • обновление производства (вторая насущнейшая проблема изношенных госпредприятий) автоматически решает проблему производительности труда и позволяет платить рыночные зарплаты. Лучше 500 человек будут получать в среднем 30 тыс грн, и мы будем иметь сверхсовременное эффективное производство, и, как следствие, рост производства, восстановление экспортных позиций украинского спирта и водки, и, в конечном счете, рост налогов в бюджет. Чем сейчас пара сотен "умельцев" махинируют себе те же рыночные зарплаты за наш счет, а остальной коллектив получает жалкие подачки в виде минимальной зарплаты. Компания убыточна, ветшает, теряет цену

  • частные инвестиции решают и проблему учета, и проблему контроля производства. Эксперты единодушны в необходимости внедрения новейшей электронной онлайн-системы производства на всех этапах технологической цепочки - от сырья до конечного продукта. Стоимость такого оборудования - десятки тысяч долларов. Поставить на все заводы - несколько миллионов. У государственного Укрспирта таких средств нет. Дай Бог, такой размер прибыли после уплаты налогов и дивидендов в конце года, в прошлом - было минус полмиллиарда бюджетных средств.

Курс на приватизацию госпредприятий Минагрополитики безальтернативен. Подобная, описанной выше, ситуация сложилась и в коневодческой отрасли, которая медленно приходит в упадок, наращивая убытки, и в других отраслях, требующих "длинных" инвестиций. Коррупционер всегда мыслит краткосрочными "схемами", частный инвестор не верит государству, где в угоду политической конъюнктуре могут снять любого министра в любой момент.

На конкурсном собеседовании на пост руководителя ПАО "ГПЗКУ" один из менеджеров, бывший "у руля" в 2014 году, на вопрос, как же ухитрились проморгать отгрузку на $130 млн на 4 безвестных офшора, ответил, не смутившись, что это была обычная практика. Обычная практика, оказывается, не платить по контракту, если сменяется руководитель компании. Так вот, незатейливо, подтвердил аффилированность всех этих офшорок с менеджментом госпредприятий такой себе золотой парашют для уволенного госуправленца.

Добавлю, что приватизация госпредприятий в государственном масштабе (напомню их более 3000, из которых только 1800 "живые"), позволит не только существенно снизить масштабы коррупции в госаппарате, но и сократить огромное количество чиновников, которые ими "эффективно" управляют/курируют/координируют. И тогда, возможно, мы увидим на здании министерства баннер DTZ или Colliers "продается"…

Алексей Зубрицкий, член рабочей группы по приватизации госпредприятий Минагрополитики